Экономика Петербурга: Бюджетное «Сияние»

Предпринимательница использовала грант на покупку оборудования для клининговой фирмы

Светлана Гусева в 2009 г. работала в компании, которая занималась коттеджным строительством, а потом решила открыть свой бизнес. Больше не хотелось работать под начальником, объясняет она. Для рынка загородной недвижимости наступили плохие времена – количество сделок в этом сегменте в 2009 г., по данным консультантов компании «Бекар», сократилось на 70%.

Гусева четыре месяца выбирала специализацию и наконец остановилась на профессиональной уборке, клининге. На начальном этапе такой бизнес требует небольших финансовых вложений, кроме того, этот рынок в России только складывается, есть шанс занять на нем нишу, говорит предпринимательница.

Прежде чем создать свою компанию, она два месяца проработала в клининговой компании менеджером по продажам. «Мне удалось привести на послестроительную уборку объект площадью около 16 000 кв. м, я провела на нем целый месяц и поняла, как строится работа», – рассказывает Гусева.

ООО «Сияние» она зарегистрировала в апреле 2009 г., а через полгода получила от Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле грант в 300 000 руб. Деньги пошли на покупку профессиональных ранцевых пылесосов, парогенераторов, оборудования для химчистки и расходных материалов. Иначе пришлось бы обращаться в банк, а они редко кредитуют малые предприятия на покупку оборудования, ставка по потребительскому кредиту – 20–25% годовых, говорит Гусева. По ее словам, грант не является единственным условием открытия бизнеса, но он стал большим подспорьем. В первый год она инвестировала в свое дело не меньше 1 млн руб. с учетом гранта, а через год получила первую прибыль. По ее словам, рентабельность клинингового бизнеса – 20–30%, на объектах большой площади может доходить до 50%. Основные затраты – зарплата сотрудникам, аренда офиса, связь и продвижение.

«Сияние» берется за уборку офисов, магазинов, квартир и коттеджей, а также занимается промышленным альпинизмом. В числе услуг – мытье окон, чистка мебели.

В компании около 30 сотрудников – с учетом тех, кто работает по договору. Выручка в прошлом году была меньше 10 млн руб., но за год она выросла вдвое, говорит Гусева. В этом году она также рассчитывает на удвоение.

Работа в клининге сезонная – весной всем нужна уборка и заказов очень много, зимой и летом наступает провал. Хотя две последние зимы, наоборот, помогли компании заработать. «Сияние» выигрывало тендеры на очистку от снега крыш и кровель нескольких поликлиник и коммерческих объектов.

В первые месяцы «Сияние» искало клиентов с помощью «холодных звонков». «Мы раздавали визитки везде – на стройках, на заправках, договаривались о размещении рекламы с ТСЖ, однажды дали визитку милиционеру на улице, он перезвонил, и мы помыли ему окна», – вспоминает она. После появления сайта до 90% клиентов находили фирму через интернет – благодаря баннерной рекламе или прямой рассылке, а теперь половина клиентов обращается повторно или по рекомендации. Крупные компании работают с банками, торговыми центрами, мы пока не можем позволить себе крупные объекты, но зато предлагаем клиенту индивидуальный сервис, говорит предпринимательница. Она рассчитывает и на госзаказ – это стабильный доход, хотя цена на аукционах может падать в пять раз, да и основные игроки там уже определились.

Клининговые услуги в Петербурге оказывают более 650 компаний, треть рынка занимают крупные игроки из Москвы, Эстонии, Финляндии, оценивает коммерческий директор центра клининговых услуг «Росси» Елена Багдасарова. По ее словам, чтобы занять на этом рынке значимую долю, нужны хорошие связи с потенциальными клиентами – бизнес-центрами, автосалонами, предприятиями. Большинство из них уже давно нашли себе партнеров, убедить их перейти к новой компании способен только сильный менеджер по продажам, отмечает Багдасарова.

«Ай би групп», управляющая 15 торговыми и бизнес-центрами и одним жилым зданием общей площадью 171 800 кв. м, отдает предпочтение своим давним партнерам, второй критерий – цена, говорит управляющий партнер «Ай би групп» Сергей Игонин. По его словам, заказчик обычно обращает внимание на наличие профессиональной техники, химикатов. Нередко клининговые компании демпингуют за счет использования сотрудников низкой квалификации, добавляет он. Конкуренция на рынке высока, а некоторые владельцы коммерческой недвижимости создают собственные клининговые компании. Начинать такой стартап лучше уже с крупным клиентом, считает он.