Генеральный директор без кабинета


Puma Group

Производитель спортивной одежды, обуви и аксессуаров. Крупнейший акционер – PPR Group (71,58%), остальные акции в свободном обращении. Капитализация – 3,03 млрд евро. Финансовые показатели (2010 г.): выручка – 2,71 млрд евро, чистая прибыль – 202,2 млн евро. Владеет одноименным брендом, а также торговыми марками Cobra Golf и Tretorn. Основана в 1948 г., реализует продукцию в 120 странах мира, насчитывает более 9500 сотрудников по всему миру.

Происхождение Puma

В 1924 г. братья Адольф и Рудольф Дасслеры основали обувную фабрику Gebruder Dassler Schuhfabrik. В 1948 г., поссорившись, они разделили бизнес. Адольф основал компанию Adidas, а Рудольф – Puma.

Йохан Цайтц возглавляет всемирно известный бренд Puma уже 18 лет, но этим летом в его карьере должен произойти новый скачок. Цайтц возглавит направление спорттоваров и товаров для здорового образа жизни в основном акционере Puma – французском холдинге PPR.

Цайтц иронично называет себя философом-любителем. Генеральный директор Puma одолел Канта, Фрейда, Юнга и читает сейчас Шопенгауэра. Интерес к философии побудил Цайтца, протестанта с рождения, объединить усилия с известным проповедником и писателем монахом-бенедиктинцем Ансельмом Грюном и создать вышедшую в прошлом году книгу «Монах и менеджер: разговор о молитве, прибыли и принципах» (Prayer, Profit and Principles – Monk and Manager: a Discourse).

«Необходимо мыслить глобально, – говорит он. – Все взаимосвязано. В тот момент, когда вы скрещиваете философию, религию и бизнес и вглядываетесь в то общее, что у них есть, вы начинаете иначе смотреть на бизнес».

Бизнес весьма стимулирующее занятие, но оно не требует особых интеллектуальных усилий, говорит он: «Приходится сталкиваться с весьма напряженными ситуациями, но [если следовать] определенным формулам, владеть инструментарием и обладать некоторыми личными свойствами, можно быть успешным. Это не квантовая физика».

Бизнес – отнюдь не первая сфера, в которой Цайтц строит карьеру. Он родился 6 апреля 1963 г. в семье врачей в г. Мангейме на юго-западе Германии. «Я всегда хотел быть доктором и никогда не думал о бизнесе», – признается Цайтц. Он поступил в медицинское училище и только потом попал на экономические курсы и решил переключиться на коммерцию. Впрочем, несмотря на медицинское прошлое и увлечение философией, Цайтц ведет себя и выглядит как образцовый бизнесмен. Высокий, загорелый, облаченный в костюм от Освальда Боатенга, рубашку с широким воротом и изящные туфли производства Puma, он излучает уверенность и невозмутимость, несмотря на то что опоздал на интервью, назначенное в лондонском офисе компании. Он объясняет, что задержался в американском посольстве, пытаясь продлить визу.

Немалую часть своих 48 лет Цайтц провел в путешествиях. Он говорит на шести языках, включая суахили, который выучил, слушая CD в машине. Десять месяцев в году он находится в разъездах. «Я виртуальный работник. Я не привязан к офису», – улыбается он и добавляет, что у него даже есть лицензия пилота.

Когда ему доводится выступать в роли топ-менеджера PPR, французского производителя люксовых товаров и основного акционера Puma, он заседает в комнате для отдыха: своего офиса у него пока нет, хотя этим летом Цайтц возглавит направление спортивных товаров и товаров для здорового образа жизни в PPR.

Ни грамма сомнения

Хотя философы склонны многое ставить под сомнение, в самом себе Цайтц, кажется, не испытывает ни малейшей неуверенности. На вопрос, нравится ли ему жить в состоянии перманентного путешествия, он отвечает: «Если бы не нравилось, я бы этого не делал». А что он думает насчет назначения в PPR? «Это отлично, иначе я бы не пошел на это».

В таком состоянии он олицетворение корпоративной машины, что несколько разочаровывает после его философских отступлений. Один из экспертов сказал, что Цайтц в последнее время утратил прежнюю жесткость: сумев доказать, на что способен, он расслабился и стал менее осторожен. Правильно ли такое умозаключение? Цайтц перефразирует Ницше: «Правда... Что есть правда?.. Это вопрос интерпретации».

Это уклончивый ответ. Его чувство осторожности не дремлет. В конце концов после долгих препирательств он признает, что изменился. Сейчас он пытается сохранять позитивный настрой: «Я попытался замедлиться [и насладиться успехом], чем атаковать следующий вызов или жить в негативе».

Учитывая, что в прошлом году он выпустил книгу о молитве, он религиозен? «Об этом я вам расскажу в последний день моей жизни. Я верю в метафизику. Я не верю в бога, потому что считаю его людским упрощением вещей, которые мы не можем объяснить. Но я верю в бесконечность Вселенной».

Но он может позволить себе расслабиться. Цайтц взял бразды правления в свои руки в 1993 г., когда ему было всего 30 лет, и он стал самым молодым главой европейской компании, чьи акции торгуются на бирже. Он стал объектом нападок немецкой прессы за нежелание следовать законам консервативной бизнес-культуры. Puma, основанная в 1948 г. Рудольфом Дасслером в г. Херцогенаурахе (там же его брат Ади основал Adidas), была на грани банкротства. Далеко позади дни былой славы, когда продукцию Puma носил легендарный футболист Пеле.

Но даже в те нелегкие дни Цайтц ничуть не сомневался в себе: «Это было невероятно захватывающе, хотя первое время приходилось трудно, ведь понадобилось реструктурировать всю компанию». Реструктуризация подразумевала сокращение штатов – половина работников в Германии потеряли свои места после того, как производственные мощности переехали в Азию, и бюрократическая прослойка в компании резко уменьшилась. Цайтц отрицает, что его вера в себя была на самом деле самонадеянностью. «Я просто уверен в себе... Я люблю вызовы, – говорит он. – Родись я 150 лет назад, стал бы исследователем. Обожаю иметь дело с неизвестным. Я не вижу риска или проблем. Я вижу возможности». Как бы то ни было, за год ему удалось сделать Puma снова прибыльной.

Он ввел пятилетние планы, как в СССР. «Если у вас есть стратегия, она должна быть долгосрочной, а не ограничиваться следующим кварталом или 12 месяцами. Три года – это недостаточно, 10 лет – слишком долго. Так что пять лет достаточно удобный промежуток», – говорит он. Последующие пятилетки предусматривали существенные инвестиции в маркетинг и новые линейки товаров. К работе были привлечены такие дизайнеры, как Александр Маккуин и Хуссейн Чалаян, которые превратили Puma из чисто спортивного бренда в бренд для приверженцев здорового образа жизни. В I квартале этого года Puma показала весьма оптимистичные результаты – рост продаж на 9,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года до 773 млн евро. За год компания планирует продать товаров на 3 млрд евро.

У Цайтца репутация микроменеджера, который стремится контролировать все сферы бизнеса – от финансов до маркетинга. В первые 11 лет у руля компании он выполнял обязанности не только генерального, но и финансового директора. «Когда ведешь машину, нужно контролировать и газ, и тормоз одновременно, – объясняет он. – Я видел несогласованность между финансовыми [директорами, пытающимися] жать на тормоз, и генеральными, стремящимися к ускорению. Так что я с самого начала решил вести эту машину в одиночку». Все изменилось с ростом компании, когда работа на два фронта стала слишком сложна.

Защитник слонов

С прошлого года Цайтц еще и главный исполнительный директор Puma по устойчивому развитию. В сфере его ответственности в том числе экологическая политика группы. Он отнюдь не считает беспочвенными опасения по поводу состояния окружающей среды. Цайтц отмечает, что в мае этого года Puma подсчитала, какой ущерб наносит ее деятельность окружающей среде.

С помощью консалтинговой фирмы Pricewater-houseCoopers и исследовательской группы Trucost она выяснила, что в 2010 г. совокупная стоимость двуокиси углерода, который она и ее поставщики выбросили в атмосферу, и воды, которую она использовала, составила 94,4 млн евро. Из них на саму Puma приходится 7,2 млн евро, а оставшиеся 87,2 млн евро – это вред, наносимый природе ее поставщиками. Ущерб от выброса парниковых газов и использования воды оценен примерно как равный – 47 млн и 47,4 млн евро соответственно. Компания рассчитала, сколько должна заплатить за выброс парниковых газов – 66 евро за тонну. Это более чем в три раза выше расценок, установленных сейчас законодательством Евросоюза. Coca-Cola, Daimler и ряд других компаний уже выразили свою заинтересованность в изучении этой инициативы, чтобы определить собственное влияние на окружающую среду. Компания рассчитывает еще больше компенсировать вред, наносимый ею окружающей среде, с помощью инвестиций в возобновляемые источники энергии и сокращения собственного энергопотребления. «Нам досталась планета с ограниченными ресурсами. Приходится что-то решать по поводу того, как нам вести бизнес», – говорит Цайтц.

Он владеет фермой в Кении. Это усилило его тягу к природе и повлияло на взгляды на бизнес, признает Цайтц. В 2008 г. он основал Фонд Цайтца (Zeitz Foundation) со штаб-квартирой в Кении, задача которого – способствовать сохранению и улучшению экосистемы планеты. Цайтц – не просто любитель сафари, а почетный смотритель кенийской природоохранной службы c 2009 г. Это означает, что гендиректор Puma ответственен за сохранение популяций слонов, львов и буйволов. «Хотите верьте – хотите нет, но я этим занимаюсь... Я 20 лет путешествовал по Африке и прочел немало книг о дикой природе... Я вырос в лесах Германии, и я сын потомственных охотников», – говорит он .

Цайтц настаивает, что его ничуть не беспокоит перспектива лишиться престижной роли генерального директора. «Я доволен, что не нужно будет вникать в каждую подробность операционной деятельности», – говорит он. И отрицает скрытые амбиции стать генеральным директором самого PPR. «Я доволен своей работой... все, что я когда-либо хотел совершить в деловой жизни, я совершил», – обрубает он.

Его железная целенаправленность дает трещину, только когда речь заходит о матери, скончавшейся всего за неделю до интервью. «Это было нелегко... Я полагаю, что потерять мать – это... как бы то ни было... – он пожимает плечами и стремится вернуть разговор к темам бизнеса. – Я не люблю, чтобы моя личная жизнь была на виду... [В моей голове] личная жизнь влияет на деловую, и наоборот... Это холистическое мышление. Но я никогда не относился к тем, кто смешивает личное и деловое».