Экономика Петербурга: Грузам тесно в порту

Автоконцерны планируют расширять производство в Петербурге. На их грузы уже приходится около 15% контейнерного оборота морского порта, поток комплектующих растет быстрее рынка

Новые правила промышленной сборки, вступившие в силу в этом году, подвигают мировые автоконцерны к расширению мощностей своих заводов в Петербурге. С 2005 г., когда российские власти разрешили автопроизводителям ввозить комплектующие по льготной таможенной пошлине в течение пяти лет, концерны брали на себя обязательство создать на территории России производство мощностью 25 000 машин. По этим правилам в Петербурге построены первые очереди заводов Toyota, Nissan, General Motors и Hyundai. Но в этом году правила изменились: чтобы получать прежние льготы, компании должны за пять лет увеличить свои существующие производства до 350 000 машин в год или построить новое мощностью 300 000 автомобилей. Также производители должны будут освоить выпуск сложных комплектующих – двигателя или коробки передач.

Первой со своим петербургским заводом определилась General Motors. В начале июня гендиректор предприятия Ромуальд Рытвински заявил, что до 2015 г. концерн потратит около $300 млн на расширение петербургского производства до 230 000 машин в год, остальные 120 000 автомобилей, необходимых для получения льгот, будет собирать СП «GM-АвтоВАЗ» в Тольятти. Расширение завода начнется уже в этом году, пообещал Рытвински, к декабрю его мощность повысится до 98 000 автомобилей в год.

Nissan действует в альянсе с Renault и «АвтоВАЗом». Согласно заявке, поданной консорциумом в Министерство промышленности, он планирует к 2015 г. увеличить мощность заводов (включая «Ижавто») с 1,16 млн машин до 1,4 млн. Планы по расширению производства в Петербурге пока не определены, они будут зависеть от ситуации на рынке, сообщил представитель Nissan. В 2013–2014 гг. компания собирается удвоить петербургские мощности, утверждают сотрудники трех партнеров компании, которых менеджеры Nissan посвящали в ее планы. Завод останется базой для выпуска относительно дорогих автомобилей, он продолжит производство обновленных версий X-Trail, Teana и Murano, к ним добавится популярный кроссовер Qashqai, утверждают двое из них. В ближайшие год-два модельный ряд может быть расширен, говорит источник, близкий к производителю, не раскрывая подробностей.

Toyota также собирается действовать исходя из рыночной ситуации, утверждает ее представитель. Два потенциальных партнера компании, проводивших с ней переговоры, и чиновник профильного ведомства сообщили, что планы увеличить мощности в Петербурге до 150 000 машин у компании есть, но они пока окончательно не утверждены руководством Toyota. В конце прошлого года компания приняла внутренний план, по которому она должна сосредоточиться на повышении качества продукции, а не на увеличении мощностей, уверяет один из них.

У Hyundai пока есть время на раздумье – компания одной из последних запустила завод, срок ее соглашения о промсборке истекает в 2013 г., говорит представитель корейского производителя. Тем не менее рынок уже подгоняет Hyundai, к концу этого года мощность предприятия вырастет на 50 000 машин в год.

К мировым автоконцернам подтягиваются местные игроки. В начале июня на юге города был заложен автозавод «Ё-авто», совместный проект холдингов «Яровит» и «Онэксим». Партнеры пообещали к концу 2012 г. запустить первый этап производства мощностью 20 000 легковых машин в год с перспективой его удвоения.

Автопроизводителей Петербург привлек логистической доступностью – прямо на территории города находится порт, в котором расположены самые крупные в России мощности по перевалке контейнеров. Море – основной путь доставки компонентов для выпуска машин, соглашается гендиректор завода Nissan Дмитрий Михайлов. По его оценке, более 75% деталей для автомобилей попадает в Петербург морским путем. Еще 5–6 лет назад мировые автопроизводители считались статусными клиентами, но регулярные объемы их грузов были мизерными, вспоминает вице-президент Национальной контейнерной компании (НКК) Егор Говорухин. Год назад объем импорта в адрес автозаводов составлял около 10 000 TEU в месяц, сейчас поток утроился, оценивает представитель Северо-Западного таможенного управления, – помимо роста выпуска машин на действующих предприятиях добавился грузопоток от заработавшего в начале года в коммерческом режиме завода Hyundai.

Весной Михайлов пообещал, что количество сошедших с конвейера машин в этом году вырастет до 47 000 штук против 24 500 в прошлом году. GM планирует собрать в 2011 г. около 68 000 автомобилей (28 840 – в 2010 г.), сообщил Рытвински. Hyundai в первый год работы собирается выпустить 105 000 машин. Toyota производственные планы не раскрывает.

Поток контейнеров в петербургском порту в апреле этого года составил 235 000 TEU, в полтора раза больше, чем в прошлом году. Поток комплектующих растет быстрее рынка, говорит сотрудник российского представительства одного из международных перевозчиков, он уже сейчас составляет около 15% от общего объема переваливаемых в порту контейнеров.

Мощности петербургского порта небезграничны, рассказывает менеджер по логистике одного из иностранных автопредприятий, расположенных в Петербурге. Спрос растет не только на машины, но и на другие товары, контейнерам с комплектующими приходится конкурировать за место на причале со станками, бытовой техникой и детскими игрушками, говорит он. К тому же есть риск запаздываний с доставкой комплектующих из-за льда, как этой зимой, добавляет он. У порта еще достаточно мощности, чтобы обработать все грузы, но уже через год-полтора его потенциал может исчерпаться, полагает гендиректор ИА InfraNews Алексей Безбородов. Первый контейнерный терминал уже почти полностью исчерпал свои возможности, говорит представитель владеющей терминалом НКК, чтобы не потерять клиентов, компания предлагает им перевести грузопотоки на открывающийся в этом году Балтийский контейнерный терминал в Усть-Луге. Автоконцерны – хороший клиент, их поток гарантированно растет месяц от месяца на 10–20%, считает сотрудник одного из терминалов петербургского порта.

Нужды автоконцернов может удовлетворить и новый терминал Четвертой стивидорной компании, говорит председатель совета директоров управляющего терминалом ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» Игорь Федоров.

На каждом контейнере терминал зарабатывает $100–200, доставка контейнера из европейского порта до Петербурга стоит около $1000–2000, подсчитывает гендиректор логистической компании Grimex Trade & Logistics Дмитрий Васильев. По его словам, доставка автомобильным транспортом из Усть-Луги до Петербурга очень незначительно увеличит затраты на логистику. Это будет стоить $50 на один контейнер, говорит гендиректор одной из фирм-автоперевозчиков.

Затраты на логистику в себестоимости автомобиля составляют около 10%, оценивает директор российского офиса Ernst & Young Иван Бончев. Но они будут постепенно сокращаться по мере локализации производства, обычно поставщики комплектующих разворачивают производства в непосредственной близости от автозаводов, говорит он.

Самая локализованная иномарка – Hyundai, уже на старте производства компания заявила долю комплектующих, произведенных в России, в 45%. Прямо на территории завода находится штамповочный цех Hyundai Mobis, еще семь заводов традиционных поставщиков компании находятся по соседству в промзоне «Каменка». Nissan весной приводила показатели локализации: Nissan X-Trail – 15%, Teana – 1,3%. В планах компании рост локализации до 25% за два года. Локализация Toyota Camry – около 12%, говорила тогда же губернатор Валентина Матвиенко. За два года локализация «Ё-мобиля» должна достигнуть 90%, обещает гендиректор «Ё-авто» Андрей Бирюков.

Поток комплектующих на автозаводы будет расти, но он перейдет с морских терминалов на автотранспорт, говорит сотрудник одного из иностранных автопредприятий, обслуживающих автозаводы. По его оценке, для обеспечения потребностей концернов их логистическим партнерам придется закупить в ближайшие годы еще около 1000 машин. Логистика автопроизводств станет локальной и с учетом их масштабов постепенно снизит долю в себестоимости автомобиля до 5–7%, оценивает Бончев.