Экономика Петербурга: Кадровый тормоз

Автозаводам необходимо в ближайшие три года найти более 3000 новых сотрудников. Новая для Петербурга отрасль близка к исчерпанию кадрового резерва

До конца года General Motors планирует набрать в Петербурге 600 человек для запуска третьей смены, рассказал гендиректор предприятия Ромуальд Рытвински. На заводе пока работает 1800 человек, через пять лет его мощность вырастет почти вчетверо, и ему понадобится еще 1500 сотрудников. Для заложенных в начале июня в промышленном парке «Марьино» заводов «Ё-авто» и «Яровит» к концу 2012 г. необходимо 1400 человек – по 700 на каждое производство, рассказал на церемонии закладки гендиректор «Ё-авто» и президент «Яровита» Андрей Бирюков.

В этом году Nissan рекрутировала для запуска третьей смены на своем заводе в Каменке 600 человек, теперь там работает около 2100 сотрудников, сообщил представитель компании. Hyundai также набирает 600 сотрудников для третьей смены, организовать которую планируется осенью. Осталось найти около 200 человек, говорит представитель завода. По его словам, проблем с наймом у компании нет, претендентов на вакансии достаточно, но сейчас на рынке чувствуется небольшой сезонный спад.

Когда в конце 2006 г. набор персонала объявил первый петербургский автозавод Toyota, на 450 вакансий, в основном рабочих, менее чем за полгода пришло около 20 000 резюме от желающих их занять. «Нам есть из кого выбирать», – хвастался весной 2007 г. тогдашний вице-президент Toyota Motor Manufacturing Russia Ичиро Чиба. Последовавшие за Toyota компании уже не могли рассчитывать на такую щедрость рынка, вспоминает сотрудник HR-отдела одного из автозаводов. Сейчас на открытую вакансию рассматривается 10–20 претендентов, кандидаты поняли, что автопроизводители не берут на работу кого попало, рассказывает он. Среднюю зарплату для рабочих автопрома он оценивает в 20 000–25 000 руб., называя ее «среднерыночной».

В Петербурге сложная ситуация со свободными работниками, отмечает вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский. Выход – в высоком уровне технологической оснащенности, тогда на заводах будет работать больше инженеров, чем тех, кто занимается ручным трудом, отмечает Осеевский. Автоматизация – выход из положения, соглашается Бирюков. Строящийся завод компании будет оснащен самым современным оборудованием, в том числе и для минимизации занятых ручным трудом, обещает он.

В целом рынок высокооплачиваемых стабильных рабочих мест не так уж и насыщен, предлагаются в основном низкоквалифицированные работы, на которые петербуржцы соглашаются неохотно, рассуждает директор ГУ-ВШЭ в Петербурге Александр Ходачек. Но несмотря на молодость, предприятия автопрома в Петербурге стали конкурировать между собой за одни и те же кадры – им всем примерно в одно время понадобилось несколько тысяч человек одинаковых квалификации и способностей. Проблему нехватки кадров можно решить за счет приезжих, они менее притязательны по зарплате и условиям труда, полагает эксперт.

Расширение производств автомобильных заводов создает кадровый голод в целом по рынку, считает гендиректор агентства «1000 кадров» Мария Маргулис.