Вектор


Госбанки хотят в Техас

Сбербанк планирует во время road show в преддверии приватизации 7,6% акций провести переговоры с фондом Texas Pacific Group (TPG), рассказал президент «Сбера» Герман Греф. Этот один из крупнейших инвестфондов мира оказался весьма востребованным для приватизации. Он сначала намеревался выступить основным покупателем приватизируемого пакета ВТБ, однако затем его роль якорного инвестора снизилась почти до $100 млн. Теперь привлечь столь именитого инвестора в свой капитал пытается Сбербанк. Не исключено, что этим предложения для TPG не ограничатся. «Газпром» до конца года намерен продать 16% акций Газпромбанка, заявил предправления концерна Алексей Миллер. И этот банк также может побиться за симпатии президента TPG Дэвида Бондермана.

Ковальчук против

«КЭС-холдинг» Виктора Вексельберга в конце мая объявил о консолидации своих энергоактивов: 46,1% акций ТГК-5, около 30% ТГК-6, более 40% Волжской ТГК и примерно 75% ТГК-9. Последняя должна провести допэмиссию и получить доли КЭС в остальных энергокомпаниях. Новости об этом вызвали рост акций компаний холдинга. Но у сделки нашлись противники: «Интер РАО», владеющая 32,4% ТГК-7 и 20% ТГК-6, не намерена поддерживать консолидацию компаний КЭС на ТГК-9, сообщил «Интерфаксу» предправления госкомпании Борис Ковальчук: «Мы против размывания нашей доли ниже блокпакета, а к этому все может привести при подобного рода консолидации». Такое заявление вызвало недоумение у КЭС. «Видимо, г-н Ковальчук имел в виду переход на единую акцию, но пока речь об этом не идет», – говорит представитель холдинга Надежда Рукина: КЭС собирается лишь обменять свои доли в ТГК-5, -6 и -7 на новые акции ТГК-9. Другие акционеры компаний могут сделать добровольно то же самое и заблокировать это у «Интер РАО» не получится, отмечает Рукина: решение о допэмиссии принимают акционеры ТГК-9, а «Интер РАО» среди них нет. Юристы согласны, что позиция холдинга пока не отразится на планах КЭС. Но с таким настроем миноритария холдингу не удастся сделать следующий шаг – перевести энергоактивы на единую акцию. А ведь именно этого ждут от КЭС инвесторы, предрекая, что после него ТГК-9 станет новой голубой фишкой.

Не за страх, а за совесть

ВТБ на прошлой неделе сделал сразу несколько шагов к консолидации страховых активов Банка Москвы. Во-первых, пост президента Столичной страховой группы (ССГ) вместо Александра Судакова, соратника и ставленника экс-президента Банка Москвы Андрея Бородина, занял выходец из ВТБ Дмитрий Тимохин. В помощь ему командирована Ирина Якушева, советник президента «ВТБ 24», она станет первым вице-президентом ССГ и исполнительным вице-президентом СГ МСК. Во-вторых, ВТБ получил разрешение ФАС на покупку 100% ССГ и путь к консолидации пакета акций Банка Москвы, «висящего» на страховщике, открыт.

Сложно сказать, усилит ли страховой бизнес Банка Москвы соответствующее направление в группе ВТБ. С другой стороны, профильная «дочка» госбанка, компания «ВТБ страхование», еще слишком мала, чтобы на равных сражаться с лидерами отрасли – «Росгосстрахом», «Согазом», «Ингосстрахом». Так что укрупняться в любом случае надо – органически или нет. К тому же не стоит сбрасывать со счетов амбиции руководства ВТБ, в частности его президента Андрея Костина. Недавно он заявил, что недоволен медленным развитием страхового актива. И добавил, что ВТБ ведет переговоры о создании СП с одним из лидеров мировой страховой индустрии, итальянской Generali. У Костина в бизнес-сообществе репутация человека, который добивается поставленных целей. Получится ли со страхованием?

Помеха для «Пепяки»

Госкорпорация «Роснано» готова за два года вложить более 100 млн руб. в разработку «магазина будущего», вернее – новой системы на основе технологии RFID, позволяющей продавцам за счет радиометок на продукции значительно снизить затраты на логистику и контроль за товарными потоками. Другие партнеры – «Ситроникс» и крупнейший российский ритейлер X5 Retail – также готовы к инвестициям. Последний предоставит площадку для тестирования системы – магазин для сотрудников под названием «Пепяка». О времени, когда новые технологии будут использоваться в обычных магазинах, партнеры говорят осторожно: может быть, в следующем году. Технология RFID известна уже давно, но мало используется. Сделать ее общеприменительной мешает дороговизна – одна метка стоит около 10 центов. Это не по карману дискаунтерам, у которых многие товары ненамного дороже. А снизить цену может только массовое применение (и, соответственно, производство) радиометок. Получается замкнутый круг, из которого пока не рискнул вырваться ни один крупный ритейлер. Возможно, здесь и пригодится «Роснано», у которой есть государственные деньги на интересные эксперименты.