Чайку оставили со скандалом

Несмотря на коррупционный скандал, сотрясавший прокуратуру на протяжении последних месяцев, генеральный прокурор Юрий Чайка сохранил свой пост. Возможно, ненадолго, предупреждают эксперты: перед сменой власти в Кремле борьба может возобновиться
М.Стулов

Президент Дмитрий Медведев вчера внес в Совет Федерации предложение переназначить генпрокурора Юрия Чайку на новый пятилетний срок. Планируется, что сенаторы утвердят его в должности на очередном заседании 22 июня, рассказал чиновник Кремля. Срок полномочий генпрокурора истекает 23 июня, напомнил председатель судебного комитета Совета Федерации Анатолий Лысков. По его словам, сегодня Чайку ждут на совместном заседании комитетов по правовым и судебным вопросам и по безопасности, которые внесут вопрос о переназначении генпрокурора в повестку дня верхней палаты. Чайке недавно исполнилось 60 лет, но это не препятствует переназначению, отмечает Лысков: исправленный в прошлом году закон «О прокуратуре» допускает продление сроков полномочий прокуроров до 65 лет, а потом и до 70 лет.

Вопрос о переназначении Чайки был согласован еще на последней его встрече с президентом 31 мая, знает сотрудник Генпрокуратуры. По его словам, одно из условий переназначения – увольнение двух высокопоставленных сотрудников Генпрокуратуры, замешанных в скандале вокруг расследования уголовного дела об организации незаконного игорного бизнеса в Московской области.

Игорное дело началось в этом феврале с ареста владельца нелегальных казино Ивана Назарова и двух его помощников, причем прокуратура пыталась помешать этому аресту, а также последующим арестам милиционеров и подмосковных прокуроров, обвиненных в пособничестве Назарову (см. врез). Пресс-секретарь президента Наталья Тимакова утверждает, что, внеся кандидатуру Чайки на новый срок, президент продемонстрировал свое доверие генпрокурору. Скандал не мог повлиять на решение президента, так как следствие в отношении бывших прокуроров еще не окончено и чья-либо вина не доказана, отмечает Тимакова.

Однако несколько людей, близких к администрации президента, говорят, что позиция главы государства в отношении переназначения Чайки не была столь однозначной. По версии одного из собеседников, генпрокурором мог стать полпред в Уральском округе Николай Винниченко, а Чайка – занять его место, однако победил прагматизм: новому человеку понадобится как минимум год, чтобы войти в курс дела, что чревато ослаблением контроля над ведомством в предвыборный год. Отставка Чайки – отложенная мера, согласен федеральный чиновник: после громкого скандала его уволить было нельзя, ведь это будет выглядеть как проигрыш Следственному комитету (СКР) в ведомственной войне, но и оставить его после такого скандала тоже было бы неправильно. Скорее всего Чайка уйдет после выборов президента, когда пройдет традиционная массовая ротация федеральных чиновников, считает собеседник «Ведомостей».

В частности, представитель правительства в высших судах Михаил Барщевский недавно заявил, что в юридических кругах обсуждается возможность объединения прокуратуры и Министерства юстиции, после которого прокуратура может стать просто департаментом Минюста. Это не вопрос персоналий, а историческая необходимость, подчеркивает Барщевский. «Я уверен, что рано или поздно мы к этому придем, кто бы ни возглавлял надзорное ведомство», – говорит он.

У Медведева Чайка не раз находил поддержку в противостоянии с СКР с тех времен, когда он входил в прокуратуру.

Президент всегда поручал генпрокурору ответственные дела: во время кризиса просил его разобраться с невыплатами зарплат на предприятиях, с началом кампании по декларированию доходов чиновников – проверить, насколько честно были составлены их отчеты, а уже в разгар скандала вокруг игорного бизнеса в Подмосковье дал ему задание разработать закон о проверке жалоб населения на коррупционеров. Выступая на прошлой неделе в Санкт-Петербурге на экономическом форуме, президент пообещал вернуть прокурорам право возбуждения уголовных дел, отобранное у ведомства в 2007 г. при создании СКП. Использовать эти полномочия прокуроры смогут в отношении следователей, если обнаружат признаки злоупотреблений при возбуждении и прекращении уголовных дел.

До последнего времени считалось, что прокуратура ближе к Медведеву, чем остальные силовики, отмечает политолог Михаил Виноградов. После недавних перестановок в МВД позиции президента в этом ведомстве усилились, но был риск, что это усиление будет девальвировано назначением нового генпрокурора, рассуждает Виноградов. Чиновник Кремля также сказал «Ведомостям», что увольнение Чайки могло нарушить существующий в правоохранительных органах баланс сил. Весь игорный скандал был инспирирован оппонентами Чайки, чтобы не допустить его переназначения, убежден депутат Госдумы Александр Хинштейн, а президент своим решением показал, что какое-либо давление на высшее должностное лицо при принятии важнейших кадровых решений недопустимо. Хинштейн уверен, что сейчас активность скандалов снизится, но снова обострится в начале 2012 г.: противники генпрокурора вряд ли откажутся от намерения его уволить.

После того как в игорном скандале всплыло имя сына Чайки, а президент публично взялся мирить генпрокурора и руководителя СКР, говорить о борьбе с коррупцией невозможно, считает активный участник народного фронта Вячеслав Лысаков. Дело подмосковных прокуроров – крышевателей игорного бизнеса начало постепенно затухать, поскольку в СКР еще на прошлой неделе поняли, что Чайка будет переназначен, рассказывает сотрудник правоохранительных органов, близкий к СКР. Так, на прошлой неделе обвинение арестованному в мае экс-прокурору Ногинска Владимиру Глебову переквалифицировали с получения взятки (ч. 4 ст. 290, от 7 до 12 лет) на злоупотребление полномочиями (ч. 2 ст. 285, до 7 лет). Нельзя исключать, что переквалифицированы на менее тяжкие будут обвинения и остальным фигурантам дела, считает собеседник «Ведомостей».