Не до кино

Выставка видеоарта «Расширенное кино» – сборная солянка из работ художников разных классов и несостоявшихся кинорежиссеров
Московский Музей Современного Искусства

Московский международный кинофестиваль уже 12 лет держит в спутниках «Медиа форум» – программу видеоарта. На этот раз большая выставка с говорящим названием «Расширенное кино» разделена на две части: первая уже идет в Московском музее современного искусства, вторую откроют в пятницу в «Гараже».

Музейная выставка занимает все здание в Ермолаевском переулке и сделана основательно. Два десятка видео хорошего качества проецируют на большие экраны, перед ними вежливо поставлены стулья, почти все включено и работает даже не в вернисажный день. Произведения разделены по темам: «Искаженная субъективность», «Поэтика языка и пространства», «Слепок реальности» – но глубокомысленные названия эти такие мутные, что местоположение работ легко менять без ущерба для смысла выставки, цель которой – что бы ни утверждал пресс-релиз – показать некоторое количество относительно свежего видео.

Например, похожие, словно вышли из одной головы, русские видеопейзажи с мистикой и экзистенциальной тоской – «Подснежник» дуэта «Провмыза» и «Метель» группы «Синий суп» – почему-то стоят на разных этажах. Хорошо бы показывать их рядом и обязательно с датой создания. А довольно навязчивая тема старости – главная по крайней мере для трех больших работ – никак не заявлена. В общем, хотелось бы выставку о чем-то, ведь само по себе видео – только техника, без художественных свойств.

В этой технике можно ученически имитировать кино – так Аймагуль Менлинбаева почти воспроизводит кадры классического шедевра Сергея Параджанова «Тени забытых предков», только на другом этнографическом материале и с комической серьезностью. Можно фантазировать о кино – так, в эстетике Голливуда 30-х, но с новенькими компьютерными эффектами, снята изящная короткометражка Арева Манукяна «Белая ночь». Можно кино экспроприировать – так из кадров десятков фильмов больших режиссеров Харун Фароки, сам режиссер, смонтировал многоканальное видео с запутанным и скучным сюжетом.

Но с видео работают, к счастью, не только несостоявшиеся режиссеры, но и художники – от великих до заурядных. Знаменитых здесь представляет Гари Хилл с большим портретом Изабель Юппер – на четырех экранах она медленно поводит бровью и неспешно шаркает ножкой. Многозначен и метафоричен «Дом» Дуга Айткена – старые муж и жена неотрывно смотрят друг на друга, не замечая, как быстро рушится их дом. И когда смотришь такое короткое и поэтическое видео или нежное «Вот» Виктора Алимпиева, то думаешь, что полнометражное кино – слишком длинное и суетное искусство, излишне обремененное сюжетом и, чтобы творить короткое видеоволшебство, надо быть художником, не режиссером.