Запрет на словах

Чиновники не смогли договориться ни как наказывать бизнес за невнимание к утилизации отходов, ни как помочь ему в этом. Депутатам предложат принять закон, создающий задел для решения этих проблем в будущем
ИТАР-ТАСС

Законопроект об обращении с отходами согласован с правительством и будет внесен в Думу в ближайшее время, рассказал «Ведомостям» чиновник Минприроды. Это один из основных экологических проектов, за задержку которых президент Дмитрий Медведев регулярно критикует правительство и Минприроды (см. врез). Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков затруднился сказать, когда именно проект будет направлен в Думу.

Проект (есть в распоряжении «Ведомостей») представляет собой поправки в закон об отходах. Он не касается машин, для которых существуют отдельные правила. Поправки вводят требования по предоставлению статистических данных об отходах, позволяют сэкономить на плате за негативное воздействие на окружающую среду, если отходы будут направляться на специализированные объекты. По ним возможно возвращать залоговую цену многоразовой тары. Но для введения такой меры в России необходимо принять соответствующие поправки в Налоговый кодекс, которых в пакете нет. Наконец, поправки устанавливают ответственность производителей и импортеров за утилизацию отслужившей свой срок продукции, но не предусматривают никаких санкций за несоблюдение требований.

Вопрос санкций обсуждается, с позицией еще не определились, объясняет чиновник Кремля. Механизм утилизации недостаточно проработан, поэтому и с санкциями решили повременить, рассказывает чиновник Минприроды: «Сейчас трудно определить, кто именно и за что должен отвечать». Например, должны ли производители сложных бытовых приборов нести ответственность за утилизацию своей продукции целиком или поставщики комплектующих сами должны обеспечивать их утилизацию, поясняет он. Ответственность производителей правительство рассчитывает прописать в подзаконных актах, такая возможность учтена в законе, поясняет чиновник, участвующий в разработке экологических законов.

Санкции – не единственная новелла, выпавшая из итогового текста. В предыдущих версиях поправок было предложение создать федерального оператора по обращению с отходами, но идею, по словам чиновника Минприроды, не поддержали другие ведомства и бизнес.

Не были прописаны ни конкретные полномочия и функции, ни источники финансирования такого оператора, говорится в письме премьеру Владимиру Путину от недовольных производителей шин (есть у «Ведомостей»). Шинники предложили вместо единого федерального формировать некоммерческих отраслевых операторов. Одного федерального оператора действительно мало, согласен чиновник Кремля. Структура, которая будет координировать развитие индустрии утилизации промышленных и бытовых отходов, нужна, замечает президент Ассоциации рециклинга отходов Михаил Малков, но участие государства не должно превышать 30%.

Сейчас утилизацией в России занимается более 20 000 организаций, заявил и. о. спикера Совета Федерации Александр Торшин на экологическом форуме во вторник, но большинство из них слабо оснащены и не осилят модернизацию (цитаты по torshin.ru). Мощностей не хватает – перерабатывается менее 10% твердых бытовых отходов, привел оценки Торшин, предложив привлечь деньги на строительство новых мощностей за счет сбора на утилизацию для импортных товаров, который пойдет в фонд рециклинга (иностранные производители закладывают в цену продукции стоимость ее утилизации). Собирать деньги следует исходя из конкретных проектов развития инфраструктуры утилизации, а не по принципу «потом разберемся на что», не согласен Малков.

В большинстве европейских стран созданы отраслевые фонды рециклинга шин за счет средств от производителей, рассказывает заместитель гендиректора «Сибур – русские шины» Дмитрий Соков: эти фонды создают пункты приема покрышек, дотируют перерабатывающие заводы, проводят научные исследования. У российских же шинников достигнуты только предварительные договоренности с переработчиками, констатирует он, в итоге более 80% шин идут на свалку, остальное перерабатывается на резиновую крошку. Индустрия утилизации сейчас развита очень слабо, вздыхает представитель РАТЭК Антон Гуськов, все на уровне разрозненных игроков и отдельных проектов. Доля электроники в отходах не превышает 10%, продолжает он: «Возможно, целесообразнее создавать подобные многопрофильные предприятия».