Треть у «Ростелекома»

«Ростелеком», занимающий всего 5% московского рынка широкополосного интернет-доступа (ШПД), неожиданно стал лидером по подключениям. Правда, столичный рынок уже так насыщен, что без покупок расти можно только за счет переманивания чужих абонентов

В I квартале 2011 г. на «Ростелеком» пришлось 35% всех подключений к проводному широкополосному интернету в Москве, следует из отчета AC&M-Consulting. Общее количество московских домохозяйств, подключенных к ШПД, увеличилось с конца декабря 2010 г. по конец марта 2011 г. с 3,15 млн до 3,21 млн, т. е. «Ростелеком» подключил примерно 22 050 пользователей (см. диаграмму).

В основном это плоды работы «Национальных телекоммуникаций» (НТК, бренд Onlime), говорит аналитик AC&M-Consulting Александр Шатиков (в феврале 2011 г. «Ростелеком» приобрел 71,8% акций этого холдинга). Прежде показатели НТК были скромнее: например, в IV квартале 2010 г. на долю этой компании приходилось 13% чистого прироста абонентской базы, а в III квартале 2010 г. вклад НТК в рост рынка был практически нулевым.

Представитель «Ростелекома» ограничился напоминанием: ШПД – один из приоритетов стратегии компании, утвержденной в мае 2011 г. К 2015 г. оператор хочет увеличить долю на рынке фиксированного интернет-доступа в целом по России с нынешних 40 до 50% – правда, в первую очередь за счет регионов. В Москве уровень проникновения проводного ШПД, по словам Шатикова, уже близок к 70% и увеличивать долю можно за счет переманивания чужих пользователей или покупки провайдеров. «Ростелеком» вел переговоры о покупке «Акадо», но комитет по стратегии при его совете директоров счел сделку нецелесообразной.

В начале 2011 г. НТК запускала маркетинговые программы, стимулирующие подключения, говорит ее гендиректор Сергей Калугин. Кроме того, у НТК современная сеть и высокое качество услуг – это тоже повлияло на выбор пользователей, уверен он: уровень оттока абонентов у НТК – единицы процентов.

Но Шатиков не переоценивает успехи «Ростелекома» в Москве. Во-первых, помимо пользователей НТК в абонентскую базу «Ростелекома» оказались вписаны клиенты его мелких «дочек», которые раньше не фигурировали в рейтинге вовсе. Во-вторых, сама НТК, породнившись с «Ростелекомом», поменяла учетную политику: если раньше она указывала число самых активных пользователей (платящих ежемесячно), то теперь приводит количество «трехмесячных».

Кроме того, московские тарифы на интернет-доступ – одни из самых низких в России. Из-за этого, например, «Транстелеком» (ТТК) вообще не планирует запускать ШПД в Москве, говорил «Ведомостям» президент ТТК Артем Кудрявцев. Сейчас все московские провайдеры подключают примерно одинаковое количество пользователей, считает пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко. А расхождения между компаниями в чистых подключениях она объясняет тем, что лидеры рынка, обслуживающие по многу сотен тысяч абонентов, и в отток списывают большее число пользователей.