Второй залп

Международное энергетическое агентство (МЭА) может нанести очередной удар по нефтяным ценам и продолжить продавать сырье из резервного фонда. Западные страны и МЭА уже не готовы доверить ОПЕК регулирование рынка

МЭА может запустить второй раунд нефтяных интервенций, помимо объявленных в прошлый четверг поставок в 60 млн баррелей, в течение 30 дней начиная с 1–2 июля. Интервенции продолжатся, если потребуется, заявил директор МЭА Нобуо Танака в субботу: «Мы ждем реакции рынков и оцениваем ситуацию» (цитата по Bloomberg).

С начала года нефть марки Brent подорожала на 20,5%, накануне решения МЭА цены достигли $114,21, с четверга снизились на 7,9% до $105,12. По расчетам IHS CERA, 60 млн баррелей МЭА увеличат мировое предложение нефти на 2,3%.

Если объем интервенций будет ограничен 60 млн баррелей, влияние на цены может оказаться краткосрочным, предупреждает председатель IHS CERA Дэниэл Ергин. Резервы будут снова использованы, если цены вернутся к $120, считает стратег «Уралсиб кэпитал» Крис Уифер.

Интервенции МЭА являются, по сути, экономическим стимулом, отмечает Ергин: если они помогут сбить цены, то «снизят налоги» для потребителей, увеличивая покупательную способность и уверенность. Без интервенций цены на нефть в 2012 г. могут оказаться слишком высокими, опасается Танака: напряженность в ближайшие несколько месяцев вырастет из-за нежелания большинства членов ОПЕК наращивать поставки, а Саудовской Аравии для увеличения предложения нужно время.

Из-за военных действий в Ливии мировой рынок лишился 132 млн баррелей (1,5% мирового экспорта), подсчитали в МЭА, суточные поставки ОПЕК остаются на 1,25 млн баррелей ниже, чем до конфликта в Ливии. Разрыв между производством и предложением сырья агентство оценивает в 1,8 млн баррелей в сутки: спрос в 2011 г. вырастет на 1,3 млн до 89,3 млн, текущее предложение – 87,41 млн. Но, несмотря на дисбаланс, нефтяной картель 8 июня решил не увеличивать квоты.

Речь идет не только о фундаментальных показателях, важна психология рынка, считает Ергин: МЭА готово использовать стратегические резервы, чтобы смягчить общую напряженность. До сих пор западные страны и МЭА доверяли регулирование нефтяного рынка ОПЕК, отмечает бывший советник госдепа США Дэвид Голдуин: они не использовали резервы даже тогда, когда это было крайне необходимо (в июле 2008 г. нефть стоила $147,27). Между членами ОПЕК – раскол, отмечает Ергин: Саудовская Аравия – за увеличение поставок, Иран – против. Архитектура договора на мировом рынке изменилась в пользу модели начала 80-х гг., когда США и Саудовская Аравия договорились о стабилизации цен, считает Уифер: тогда это сработало и цены 20 лет держались у средней планки в $20, сейчас изменился уровень этой средней цены – саудовскому бюджету нужно $100, США – стабильность поставок. «Если ОПЕК не может установить потолок для цен, это сделаем мы», – категоричен нефтяной советник Белого дома в 2001–2003 гг. Роберт Макнэлли (цитата по FT).

Российское правительство «с пониманием относится» к решению МЭА, сказал вице-премьер Кудрин, он не ожидает «серьезных изменений на рынке, которые были бы чувствительны для России».