Банкротство приехало

Недовольный качеством купленного авто покупатель пытается обанкротить дилерскую компанию, входящую в группу «Независимость»

Иск о банкротстве ООО «ААА Независимость премьер авто» от Кирилла Клейнера зарегистрирован в базе Арбитражного суда Москвы. Клейнер – вице-президент «Уралсиб кэпитал» – 18 марта 2010 г. купил у этой компании (юрлицо официального дилера марки Land Rover. – «Ведомости») новый внедорожник Range Rover Sport за 3,6 млн руб., следует из материалов дела. На следующий день после покупки в автомобиле возникли неполадки – перестал открываться багажник, рассказал «Ведомостям» Клейнер. В «Независимости», утверждает он, ему предложили приехать в сервис через три недели, сославшись на то, что все остальное время уже занято. В следующие дни сюрпризы продолжились: от самопроизвольных срабатываний гидравлической подвески, опускавшей автомобиль на самый низкий уровень, до неправильных показаний навигатора. Завершилось все тем, что Range Rover сложил боковые зеркала – и вернуть их в рабочее положение автолюбителю, по его словам, не удалось.

«Я понял, что ездить на столь габаритном автомобиле без зеркал опасно, и обратился к экспертам в другую организацию, так как в «Независимости» машину по-прежнему отказывались принять на ремонт», – рассказывает Клейнер. В заключении независимого агентства «Городское бюро товарных экспертиз» было сказано, что дилер-продавец некачественно провел предпродажную подготовку, в нарушение требований производителя «залив» в автомобиль неправильную прошивку, предназначенную для Range Rover 2006 года выпуска, а не 2009-го. Выяснив это, Клейнер 26 марта прошлого года отправил автомобиль на эвакуаторе в сопровождении своего адвоката в «Независимость» вместе с требованием о расторжении договора и возврате денег – закон о защите прав потребителей позволяет сделать это в течение двух недель после покупки даже при отсутствии существенных недостатков. «Независимость», утверждает Клейнер, выполнить претензию отказалась, и он подал иск в Анапский городской суд – по месту своей прописки – с требованием возврата 3,6 млн руб., плюс неустойка, расходы на проведение экспертизы и моральный вред – всего более 7,5 млн руб.

В феврале 2011 г. суд обязал ответчика вернуть истцу деньги, а в июне 2011 г. Краснодарский краевой суд (вторая инстанция) подтвердил это решение, и оно вступило в силу. Но «Независимость» денег не перечислила и не уведомила о намерении это сделать, поэтому Клейнер решил воспользоваться своим правом обратиться в суд с иском о банкротстве (по закону «О банкротстве» требовать признания должника несостоятельным может кредитор с долгом от 100 000 руб., и делать это – начиная с даты вступления в силу решения суда о взыскании средств).

От клиента к дилеру действительно поступила претензия о качестве проданного автомобиля, на что «Независимость» пригласила клиента на проведение экспертизы (уведомив его по почте телеграммой), но Клейнер этой возможностью воспользоваться не захотел, отвечает через представителя сотрудник судебного департамента группы компаний «Независимость». «Как мы можем перечислить клиенту средства, если нам до сих пор не предоставлен ни автомобиль, ни реквизиты расчетного счета?» – удивляется он. Компания, по его словам, будет оспаривать решения судов в вышестоящих инстанциях. «Судя по всему, мы имеем дело с так называемым потребительским экстремизмом», – говорит сотрудник «Независимости».

В российской судебной практике случаи потребительского экстремизма практически не встречаются, говорит Евгений Колесник, юрист ГК «Крикунов и партнеры». Зачастую, по его словам, речь идет лишь о возврате денег за некачественный товар. «Если иных способов заставить дилера платить нет, то банкротство – действенная мера», – считает юрист.