Льготами по бездорожью

Смольный хочет освободить автомобильные дороги от налога на имущество. Владельцу ЗСД это сулит экономию до 4,7 млрд руб. в год

Власти Петербурга намерены освободить от налога на имущество (2,2%) организации, которые имеют на балансе автомобильные дороги общего пользования, а также связанные с ними сооружения. Соответствующие поправки в законы «О налоге на имущество организаций» и «О налоговых льготах» разработал комитет финансов, в начале недели их одобрила комиссия по промышленности, экономике и собственности петербургского парламента. Первое чтение законопроекта запланировано на сегодня.

Аналогичные льготы действуют в отношении федеральных автомобильных дорог с 2004 г. По словам Светланы Соловьевой, партнера «Дювернуа лигал», в регионах эта практика распространена не очень широко: налог на имущество для владельцев местных дорог полностью отменен в Пермском крае и Республике Северная Осетия – Алания, в Ленобласти он снижен до 1,1%, в Магаданской области – до 0,5%.

Законопроект направлен на стимулирование нового дорожного строительства и улучшение качества состояния дорог, говорится в пояснительной записке, подписанной вице-губернатором Михаилом Осеевским. Закон может применяться и в рамках проектов комплексного освоения территорий, в которых запланировано строительство дорог с использованием контрактов жизненного цикла, сообщили в пресс-службе комитета по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП).

Получателем льготы может стать принадлежащее городу ОАО «ЗСД», на баланс которого переходят построенные участки дороги, рассказали в комитете финансов. В конце июля власти Петербурга выберут победителя концессионного конкурса на строительство центрального участка ЗСД, вместе с которым будут управлять трассой в течение 30 лет. Общая длина дороги – 46,6 км, стоимость – 212 млрд руб., не менее 83 млрд из которых должен вложить концессионер. В будущем он может выкупить долю в ОАО «ЗСД» или создать совместное предприятие с Петербургом, объяснял «Ведомостям» в феврале глава КИСП Алексей Чичканов. Инфраструктурные проекты достаточно дороги и налоговая нагрузка сказывается на их экономике, отмечает Шавкат Кары-Ниязов, руководитель инфраструктурного направления First Quantum, участвующей в конкурсе. Решение властей он приветствует: окупаемость ЗСД повысится.

Участникам конкурса важно получить длительные строительные подряды, но неопределенность с возвратом инвестиций может вызвать повышенные запросы по минимальной требуемой доходности, которую город должен будет обеспечивать по концессионному соглашению, рассуждает начальник аналитического отдела ИК «Ленмонтажстрой» Дмитрий Кумановский. Власти превентивно обеспечивают наиболее комфортные условия, частично теряя доходы, чтобы не платить больше из бюджета в будущем, заключает он. По подсчетам Кумановского, экономия в связи с отменой налога на уже построенное имущество в размере 35 млрд руб. составит 0,77 млрд руб., по итогам этого года она вырастет до 1,7 млрд руб., а в 2015 г., когда будет введена вся трасса, – до 4,7 млрд руб. в год.