Вектор


Давление на «тушки»

Однако публичность напоминаний, что некогда составлявшие основу парка советского «Аэрофлота» «малые» и «большие» «тушки» задержались на службе и им пора на покой, необычна. Складывается ощущение, что эти словесные интервенции делаются в пользу Superjet, который этой весной наконец-то вышел на линии. Компаниям намекают, что пора активнее покупать новый отечественный самолет.

Стоило президенту Дмитрию Медведеву предложить запретить самолету Ту-134 летать на регулярных линиях, как проблемы появились у другого туполевского лайнера – Ту-154М. Вчера Росавиация напомнила, что 20 из 85 имеющихся у российских авиакомпаний самолетов этого типа, у которых не модернизированы системы электроснабжения и сигнализации о работе насосов подкачки топлива, запрещено летать с 1 июля. Распоряжение о необходимости такой модернизации Росавиация выпустила в марте после ряда серьезных инцидентов.

Самому крупному эксплуатанту Ту-154М – «Ютэйр» – это напоминание нипочем, его 20 машин прошли нужную доработку, уверяет гендиректор компании Андрей Мартиросов. 20 машин, которые не модернизированы, авиакомпании и так собирались выводить из эксплуатации, считает представитель Росавиации и подтверждает сотрудник завода «Авиакор», где «тушки» ремонтируются.

МТС подстраховалась

МТС расширила соглашение с одним из своих крупнейших клиентов – Сбербанком. Теперь оно распространяется на всю Россию и предусматривает более чем двойное увеличение как количества абонентов внутри Сбербанка (с 30 000 до 65 000–70 000 сотрудников), так и выручки – с 10 млн до 25 млн руб. в месяц. Таким образом, только на Сбербанке МТС сможет ежегодно зарабатывать около 300 млн руб. – 1,2% всей ее российской выручки за 2010 г. Один такой контракт возместит потери МТС, в случае если чиновники запретят-таки сотовым компаниям взимать с абонентов деньги за входящие звонки во внутрисетевом роуминге (когда человек уезжает в другой регион страны, но sim-карту не меняет). По разным оценкам, такие вызовы приносят операторам как раз 1–2% российской «мобильной» выручки. Сотовые компании, разумеется, не хотят терять и их, поэтому сопротивляются инициативе Минкомсвязи и депутатов. Но даже если она реализуется, с операторами «большой тройки» трагедии не случится: себестоимость внутрисетевого роуминга для них практически нулевая (так как звонки идут по их собственным каналам связи), а выпадающие доходы реально возместить за счет клиентов, подобных Сбербанку. А вот операторы второго эшелона, работающие лишь в считанных регионах, пострадают: у них нет ни магистральных каналов, ни таких доходных клиентов.

Перспективный газ

Нефтегазовый гигант Shell решил, что газ намного перспективнее нефти. Сейчас соотношение между добычей нефти и газа у Shell примерно 50/50. Но «уже со следующего года концерн Shell станет больше газовым, нежели нефтяным концерном», пообещал вчера исполнительный вице-президент компании Джеральд Схотман, слова которого передает «Интерфакс». Совсем отказываться от нефти Shell, естественно, не собирается. Но газ определенно более перспективный продукт, объяснил Схотман: он экологичнее, его запасы больше (примерно на 250 лет вперед), а рост спроса на газ будет составлять около 2% в год против примерно 1% у нефти.

Все это должно понравиться и одновременно не понравиться «Газпрому». Хорошая новость – лишнее доказательство традиционных заявлений концерна о том, насколько перспективен газ (а значит, стабилен бизнес «Газпрома»). Плохая – конкуренция на мировом рынке газа будет только расти, особенно с дальнейшим развитием мощностей по производству и приему сжиженного газа, который не зависит от трубы и может быть таким же ликвидным, как нефть.

Не договорились

Самая логичная покупка для «Уралкалия» – «Беларуськалий», этот актив российской компании хорошо знаком, он только калийный, что соответствует заявленной стратегии, но пока менеджмент ни в каких переговорах не участвует, сказал гендиректор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер. Сама компания в переговорах действительно не участвует. Их вел ее основной акционер Сулейман Керимов. И они могли бы завершиться успехом, если бы президент Белоруссии Александр Лукашенко готов был подвинуться в цене. Он оценивает главный актив республики в $30 млрд, Керимов не дает больше $15 млрд, и переговоры зашли в тупик. «Уралкалий» даже обсуждал возможность предоставления «Беларуськалию» $1 млрд в счет будущих поставок калия, но сейчас эта сделка «маловероятна», говорит Баумгертнер. От денег отказались белорусы, сказав, что нашли необходимую сумму, объяснил близкий к компании источник. Покупка «Беларуськалия» Керимовым, похоже, будет зависеть от финансового положения Белоруссии, а также от хода переговоров с другими претендентами – китайскими компаниями.