Препятствие устранено

К Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) вернулось право выдавать операторам разрешения на использование частот 2,3–2,4 ГГц – одного из диапазонов, подходящих для строительства сетей мобильной связи четвертого поколения в стандарте LTE. Это произошло благодаря отмене обеспечительных мер по иску компаний, совладельцем которых является бизнесмен Евгений Ройтман, к ГКРЧ

Московский арбитражный суд отменил свое прежнее решение об обеспечительных мерах в виде запрета выдавать частоты 2,3–2,4 ГГц – информация об этом опубликована на сайте суда. Запрет был введен 20 апреля 2011 г. в обеспечение иска компаний «Модуль», «Сатурн» и «Стройресурс» к ГКРЧ и Минкомсвязи. В 2008 г. эти три компании обращались в ГКРЧ с просьбой выделить им частоты 2,3–2,4 ГГц, но безответно, а три года спустя попытались принудить ГКРЧ через суд рассмотреть их заявки. Седьмого июня суд отклонил этот иск из-за истечения срока давности, но решение в силу пока не вступило – истцы подали апелляцию.

Диапазон 2,3–2,4 ГГц – один из наиболее подходящих для строительства сети LTE, позволяющей организовать высокоскоростной мобильный доступ в интернет (более 100 Мбит/с, это уровень самых современных проводных сетей). Но свободных полос в этом диапазоне хватит только на одного оператора, предупредила ГКРЧ в 2009 г. За то, чтобы оказаться этим оператором, заочно спорят государственный «Ростелеком» и «Основа телеком» Виталия Юсуфова (25% акций у «Воентелекома», контролируемого Минобороны). «Ростелеком» в марте 2010 г. выиграл на конкурсах лицензии, разрешающие строить на этих частотах сети мобильной передачи данных в 39 регионах, однако до сих пор не получил согласования от военных (занимающих этот диапазон де-факто) и не может начать стройку. Весной 2011 г. «Ростелеком» подал в Государственный радиочастотный центр (ГРЧЦ) заявки на частотные присвоения, и если не получит ответа в срок, то может пойти в суд, рассказывал ранее его президент Александр Провоторов. Срок ответа истекает в конце июля, уточнил на днях в беседе с журналистами старший вице-президент «Ростелекома» Алексей Ничипоренко.

А «Основа телеком» выбрана Министерством обороны для строительства сети c подсистемой конфиденциальной связи для госнужд. Летом 2010 г. о выдаче «Основе» частот для LTE просил президента Дмитрия Медведева министр обороны Анатолий Сердюков, и в декабре 2010 г. ГКРЧ разрешила компании использовать частоты 2,3–2,4 ГГц для строительства опытной сети LTE. Заместитель министра связи Наум Мардер не исключил тогда, что результаты выигранных «Ростелекомом» конкурсов придется отменить, если в ходе тестов «Основы» выяснится, что две сети в имеющейся полосе не поместятся.

После того как суд запретил ГКРЧ выдавать частоты 2,3–2,4 ГГц, «Основа телеком» потребовала включить ее в разбирательство в качестве третьего лица. Она обжаловала наложение обеспечительных мер (апелляционная инстанция отклонила жалобу), ее юристы активно участвовали в судебных прениях, а когда «Модуль», «Сатурн» и «Стройресурс» проиграли в первой инстанции, именно «Основа» подала в московский арбитражный суд ходатайство об отмене обеспечительных мер. Его-то суд и удовлетворил.

Приостанавливая выдачу частот в апреле 2011 г., суд учел выделение «Основе» полос 2,3–2,4 ГГц для тестов. Если затем «Основа» сможет использовать эти частоты для оказания коммерческих услуг, это может затруднить исполнение решения суда, счел судья. В итоге «Модуль», «Сатурн» и «Стройресурс» проиграли, но решение еще не вступило в силу, значит, снимать обеспечительные меры рано, аргументировали истцы (об этом говорится в определении суда). Но судья решил иначе. Представитель истцов считает отмену обеспечительных мер незаконной, но, как компании будут действовать дальше, не говорит.

Представитель Минкомсвязи не сказал, когда ГКРЧ может обсудить вопрос о выдаче частот 2,3–2,4 ГГц: ни дата, ни повестка ближайшего заседания комиссии пока не определены. Представитель «Основы» не ответил на запрос «Ведомостей».