Гарантий не дают

Дмитрия Медведева вдохновили итоги сочинского заседания Совета Россия – НАТО. Судя по объяснениям его участников, прорыва не произошло, но стороны еще надеются договориться

Вчера в Сочи прошло заседание Совета Россия – НАТО, после чего его участники – постпреды 28 стран – членов НАТО и постпред России Дмитрий Рогозин – встретились с президентом Дмитрием Медведевым. Главной темой обсуждения стала совместная система противоракетной обороны в Европе, договоренность о создании которой была достигнута прошлой осенью в Лиссабоне.

Медведев заявил о «вдохновляющих итогах» переговоров. Но министр иностранных дел Сергей Лавров и генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен на пресс-конференции представить журналистам доказательства этому не смогли. Более того, как признал Лавров, по ключевому пункту – введению секторальной системы ответственности стран за безопасность на своей территории, предложенному в Лиссабоне Медведевым, договориться не получается. У стран НАТО есть взаимные обязательства по безопасности, зафиксированные в Вашингтонском договоре 1949 г., и переуступать их они никому не могут, объяснил Лавров позицию коллег.

Расмуссен уверял журналистов, что НАТО не считает Россию угрозой и не представляет угрозы для нее, но подписывать какие-либо документы, на чем настаивает Россия, не считает необходимым. «Еще в 1997 г. 16 стран НАТО дали России такие обязательства, присоединившиеся к альянсу государства с удовольствием поставят свои подписи под этим основополагающим актом спустя 15 лет», – считает он. По мнению Расмуссена, лучшей гарантией для России могло бы стать ее деятельное участие в проекте НАТО по ПРО, так как она получила бы связь с системой, доступ к информации, реальную включенность в проект. Об этом генсек говорил и после июньского заседания Совета Россия – НАТО на уровне министров обороны, по итогам которого стороны зафиксировали расхождение по всем ключевым вопросам.

Пока стороны договорились продолжить дискуссию по обеспечению гарантий неиспользования системы ЕвроПРО против участников, разработке критериев угрозы извне, на отражение которой будет направлена система, формату участия России в разработке самой системы, рассказал Лавров. Договориться по ПРО возможно, крайним сроком для переговоров можно считать саммит НАТО в Чикаго в мае 2012 г. и президентские выборы в США в ноябре следующего года, но для этого сторонам следует проявить гибкость, уверен замдиректора Совета по внешней и оборонной политике Дмитрий Суслов. России стоит настаивать на создании общих центров обмена информацией и совместного планирования и принятия решений, а также на обязательствах США предоставить телеметрические данные своих противоракет.