В целом: Игра на чужом поле

Уходит в прошлое соперничество между сотовыми и фиксированными операторами. Основной тенденцией рынка становится перераспределение доходов между операторами связи и интернет-компаниями. Операторы думают, как не превратиться в «трубу».
Сотовый рынок достиг той стадии, когда его решения и технологии начинают работать в других отраслях, а на доходы операторов покушается все больше новых игроков/ Masterfile/ EastNews

Крупнейшие игроки рынка несколько лет назад обнаружили, что мобильная и фиксированная связь не конкурирующие, а взаимодополняющие услуги. И начали скупать активы. Сегодня на рынке фиксированной связи мы наблюдаем повторение консолидации, происходившей в первой половине нулевых на рынке сотовой связи, когда крупные сотовые компании скупали региональных операторов, строя таким образом свои федеральные сети.

За последний год в России сильно сократилось число независимых фиксированных операторов, причем многие из них были куплены компаниями большой четверки. «Мультирегион» был куплен МТС, NetByNet – «Мегафоном», петербургские «Ланк телеком» и «Элтел» – «Вымпелкомом», «Национальные телекоммуникации» и татарстанский «Телесет» – «Ростелекомом», сменили хозяев многие интернет-провайдеры в регионах. В ближайшее время «Ростелеком» получит контроль над «Башинформсвязью», готовится к продаже «Акадо».

Операторы связи успешно преодолевают «технологический раскол» внутри отрасли, и, возможно, довольно скоро станет не важным, как именно происходит передача голоса или данных – «последняя миля» превратится в «последние метры» и окончательно станет мобильной, а абонентские терминалы будут самостоятельно переключаться с «уличной сети» на домашнюю фемтосоту и обратно.

Пережив две технологических революции – проводную и мобильную, индустрия телекоммуникаций подошла к новой точке бифуркации, говорит вице-президент по стратегии и маркетингу компании Ericsson в Северной Европе, России и Центральной Азии Эрик Олдмарк, на наших глазах стремительно происходит слияние информационных технологий и телекоммуникаций, формируется единый информационно-коммуникационный мир.

Объединив различные технологии связи, рынок оказался перед лицом нового разделения – на тех, кто владеет сетями передачи данных (так называемую трубу), и тех, кто по этим сетям передает данные пользователю (агрегаторы контента, интернет-компании). Интернет начинает играть все более весомую роль в экономике. По результатам исследования «Россия онлайн», проведенного The Boston Consulting Group (BCG) по заказу Google, вклад интернет-экономики в ВВП России в 2009 г. составил $19,3 млрд, или 1,6%, а без учета нефтегазовой составляющей – 2,1%, сказал Владислав Бутенко, глава представительства BCG в России. В ближайшие пять лет интернет-экономика России будет расти на 22–30% в год и в 2015 г. ее вклад в ВВП может составить до 3,7% (без учета нефтегазовой составляющей – 5%), говорит он.

Конец прибыльности

Мобильная передача данных занимает все более заметное место в бизнесе операторов. В 2010 г. доходы от мобильного интернета впервые превысили доходы от фиксированного интернета и составили 52 млрд руб., а доля голоса в общем объеме трафика при этом снизилась до 1%, сказал Валерий Ермаков, первый заместитель гендиректора «Мегафона». Причем абоненты все больше интересуются мультимедиаконтентом, онлайн-сервисами, стремятся к устройству, которое все дальше уходит от простой «звонилки», говорит он. Уже сегодня, по его словам, такие технологии, как IP-телефония, онлайн-игры, интерактивное видео, требуют больших скоростей и емкости сетей.

Благодаря популярности все более и более тяжелого контента, потребление трафика растет угрожающими темпами, и, чтобы удовлетворить пользователей, требуются все новые инвестиции в инфраструктуру. К 2015 г. мировой трафик вырастет в 30 раз и это требует соответствующего развития инфраструктуры, сказал главный аналитик Huawei Technologies в России Александр Голышко. По данным McKinsey, только в 2010 г. на строительство сетей ушло более 300 млрд евро. Deutsche Telekom, France Telecom, Telecom Italia, Telefonica и Vodafone заявляют, что желают увеличить расходы на инфраструктуру, но не могут это сделать, говорит Голышко.

Дело в том, что, потребляя все больше трафика, доход оператору абонент приносит все тот же. Ведь тарифы фиксированного доступа в интернет уже давно безлимитные. Операторы, предоставляющие мобильный интернет, также вряд ли смогут уйти от безлимитной модели тарификации, сказал полгода назад в интервью «Ведомостям» тогда президент МТС Михаил Шамолин (сейчас он президент АФК «Система». – «Ведомости»). В отличие от голоса, где абонент может контролировать расходы, следя за длительностью разговора, отслеживать объем скачанных данных в интернете сложно, объяснял он.

Приверженность flat-тарифам может сыграть с операторами злую шутку, считают аналитики крупного американского производителя телекоммуникационного оборудования Tellabs (входит в индекс S&P 500). Благодаря безлимитным тарифам и росту потребления трафика выручка операторов от передачи 1 Гб информации снижается быстрее, чем затраты на передачу того же объема данных, подсчитали они. По их расчетам, через 2–4 года выручка от передачи данных у операторов на развитых рынках сравняется с себестоимостью – и в итоге услуга может стать убыточной. Операторы на развивающихся рынках столкнутся с этим позднее, поскольку какое-то время выручка будет расти за счет роста проникновения.

Операторы уже сейчас стремятся сократить свои расходы на инфраструктуру. Это происходит, например, за счет передачи управления сетью на аутсорсинг, как это сделала МТС, для сокращения издержек передав в августе 2010 г. в управление Nokia Siemens Networks свои сети мобильной связи в 16 регионах Центрального федерального округа. Над передачей своих сетей на аутсорсинг вендорам задумываются и «Мегафон» с «Вымпелкомом». Сегодня уже более 30% всемирной абонентской базы обслуживаются инфраструктурой, находящейся под управлением вендоров, а к 2017 г. их доля вырастет до 45%, говорит Голышко.

Еще один способ сокращения издержек – совместное строительство и использование инфраструктуры. В мире уже есть подобные примеры: в Швеции TeliaSonera и Tele2 вместе построили сеть четвертого поколения, в Англии – Orange и T-Mobile. В России есть практика, когда операторы вместе используют вышки и базовые станции.

Между тем для покрытия малонаселенных районов это едва ли не единственный способ сохранить рентабельность. Так, вместе «большая тройка» будет обеспечивать сотовой связью федеральную трассу «Амур» (от Читы до Хабаровска) – такое поручение дал Минкомсвязи премьер Владимир Путин после поездки по этой трассе в августе 2010 г. На этот скорее социальный, чем экономический проект операторы потратят более 6 млрд руб. Эти затраты они разделят поровну, а инфраструктуру будут использовать вместе, что существенно удешевит проект. Фактически совместное строительство сети означает, что затраты на строительство делятся на число операторов, т. е. сеть, покрывающая трассу «Амур», обойдется каждому из операторов большой тройки втрое дешевле – примерно в 2 млрд руб. вместо 6 млрд, сказала представитель «Мегафона» Юлия Дорохина.

По такому же пути могут пойти операторы при развитии связи четвертого поколения (LTE). В марте 2011 г. «большая четверка» подписала соглашение о намерениях с акционерами «Скартела» о совместном использовании будущей LTE-сети «Скартела», а также о выкупе 80% компании в 2014 г. Соглашение это во многом вынужденный компромисс, ведь «Скартел» на сегодня единственная компания в России, обладающая значительным частотным ресурсом в наиболее проработанном для LTE диапазоне 2,5–2,7 ГГц. Окончательное соглашение должно быть подписано в июне, но уже известно, что «большая четверка» будет пользоваться сетью «Скартела» как MVNO-оператор.

Новые игроки

Другая, не менее серьезная проблема для операторов связи в более молодых и агрессивных интернет-компаниях, которые начинают активно играть на поляне традиционных операторов – рынке высокомаржинальных голосовых услуг. Так, по оценке «Ростелекома», только в 2009 г. из-за перетока трафика в Skype российские операторы недополучили 6,7 млрд руб. При этом, хотя поставщики контента, такие как Google, Facebook или Skype, с удовольствием пользуются сетями связи, извлекая немалую выгоду из того, что интернет-соединение пользователей становится все быстрее, делиться этими доходами с операторами они не собираются.

Одним из решений как этой проблемы, так и проблемы снижения выручки на единицу переданной информации было бы получение дополнительных денег за передачу того или иного трафика. И сейчас они разрабатывают бизнес-модели получения этих доходов с абонентов либо с контент-провайдеров.

И тот и другой путь основан на управлении трафиком, на выявлении его различных видов и раздельном тарифицировании либо приоритезации. Российские компании связи уже научились делать и то и другое. Именно таким образом компании большой тройки, например, делали бесплатным мобильный трафик для пользователей «Яндекс.Карт» и Facebook. А «Скартел» управляет трафиком пользователей, снижая его скорость для торрентов во время пиковой нагрузки на базовые станции, говорит исполнительный директор «Скартела» Игорь Торгов. А в некоторых тарифных планах «Мегафона» закрыты протоколы eDonkey, DirectConnect (DC++), BitTorrent, P2P, использующиеся в торрент-сервисах, сказала Дорохина.

Пока эти действия не приносят операторам доходов, а являются либо маркетинговыми акциями, либо сокращением возможных затрат на излишнюю емкость сети. Но в перспективе операторы готовы тарифицировать для пользователя трафик – например, Skype – дороже, чем обычный интернет-трафик, предупреждали ранее менеджеры компаний большой тройки. А Торгов говорит о том, что операторы могут за определенную плату предоставлять интернет-компаниям (например, тому же Skype) приоритезацию его трафика, гарантирующую качественное предоставление его услуги.

С одной стороны, телекоммуникационные компании созрели для предъявления счетов за взрывной рост трафика крупнейшим интернет-компаниям, но с другой – есть мода на так называемый сетевой нейтралитет, когда оператор не может ограничивать чужой трафик в своей сети, сказал Голышко. Над возможностью законодательного введения принципа сетевой нейтральности размышляют регуляторы в США и Европе.

Хотя Федеральная комиссия по коммуникациям США (FCC) утвердила правила, разрешающие операторам снижать скорость доступа к интернет-ресурсам с учетом нагрузок на сеть, а сотовым операторам по американскому закону разрешено устанавливать разные тарифы на трафик разного типа, окончательно власти США еще не определились с использованием принципа сетевой нейтральности. Так, в июле 2010 г. суд удовлетворил коллективный иск торрент-сетей и их абонентов к интернет-провайдеру Comcast, который в 2008 г. сократил скорость доступа к торрентам.

Регуляторы в России также задумываются над введением принципа сетевой нейтральности. Так, в начале июня 2011 г. этот вопрос поднимался на экспертном совете Федеральной антимонопольной службы (ФАС). По словам нескольких участников совещания, совет решил создать рабочую группу, которая разработает принцип оплаты интернет-трафика, не ущемляющий интересы провайдеров, но и не дискриминирующий сетевые ресурсы.

С точки зрения «Яндекса», сетевая нейтральность – это свободный доступ к информации в интернете, говорит его представитель. Управление трафиком по коммерческим соображениям, принимающее форму дискриминации (например, предоставление привилегий одному сервису по сравнению с аналогичным), недопустимо, согласен директор Skype по работе с госорганами в Европе Жан-Жак Саэль. А директор по развитию Skype в России и Восточной Европе Радж Пател считает дополнительные наценки на трафик недобросовестной практикой по отношению как к разработчикам приложений, так и к потребителю.

Абсолютный сетевой нейтралитет негативно повлияет на телекоммуникационный рынок, считает пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко, операторы должны иметь возможность управлять трафиком, чтобы обеспечивать доступ к услугам связи для всех пользователей. А пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева напоминает: во многих странах у операторов есть возможность тарифицировать трафик в зависимости от контента – и это позволяет более гибко отвечать на потребности абонента. Нужно разработать схемы финансирования развития национальной инфокоммуникационной инфраструктуры за счет всех работающих поверх нее рыночных субъектов, а нейтралитет должен касаться лишь части трафика, считает Голышко.

Но операторы могут не только защищаться. Основной вариант для них сегодня – это создание собственных экосистем, считает Алекс Пацай, директор по развитию бизнеса компании «Моджо» (бренд Unreal Mojo). Свой магазин приложений, контента и других услуг, говорит Пацай, может предотвратить уход абонента во «внешнюю» экосистему, обеспечив оператора дополнительными доходами и выросшей лояльностью пользователя. Установка специальных операторских приложений на телефон положительно сказывается на лояльности абонентов, согласен Дмитрий Кутявин, менеджер по работе с операторами связи «Самсунг электроникс рус компани». Кастомизированные под операторов версии моделей смартфонов востребованы абонентами, увеличение таких аппаратов в операторской рознице будет влиять на увеличение их доходов от допуслуг, считает он. А дополнив собственную экосистему различными location-based услугами и возможностью таргетированных рекламных кампаний, операторы могут перейти в нападение на территорию Google и Facebook, тем самым заставив с собой считаться всех игроков рынка, уверен Пацай.

Операторы активно осваивают и смежные рынки. Сотовый рынок сейчас достиг той стадии, когда его решения и технологии начинают работать в других отраслях, сказал Ермаков. Операторы разрабатывают и внедряют проекты использования мобильной связи в самых разных областях, говорит он: например, «Мегафон» создал сеть метеостанций на вышках компании для предоставления информации о погоде.

Выход на смежные рынки вызовет рост количества подключенных sim-карт за счет M2M-устройств, таких как счетчики газа или воды с встроенными sim-картами, надеются операторы. По самым скромным прогнозам, к 2014 г. к сетям во всем мире будет подключено 10 млрд устройств беспроводного доступа, сказал Ермаков.

Кроме того, российские операторы связи активно развивают сейчас мобильные платежи – оплату различных услуг через мобильный телефон, в том числе и с мобильного счета абонента. Несмотря на имеющиеся ресурсы и инфраструктуру, участники классического финансового рынка могут потерять рынок мобильной коммерции по всему спектру розничных услуг, как ранее проиграли войну за рынок платежей за услуги и денежных переводов, говорит Оксана Смирнова-Крелль, вице-президент, руководитель блока информационных технологий Банка Москвы. По ее словам, доля мобильного банкинга и платежей, которая сейчас измеряется в сотых долях процента, через четыре года может вырасти до 7%, а в 2020 г. составить 27%, т. е. превысить сегодняшний объем наличных платежей.

Пока операторы связи остаются между молотом и наковальней. С одной стороны, у них невеселая перспектива роста расходов на строительство инфраструктуры при сохранении объема доходов из-за безлимитных тарифов; с другой – интернет-компании, теснящие их в наиболее маржинальных секторах бизнеса и не желающие делиться собственными доходами. Одним из вариантов оптимизации развития сетей являются инфраструктурные партнерства, позволяющие снизить инвестиции и оптимизирующие издержки, считает Елена Шматова, гендиректор «Вымпелкома».

Операторы не только держат удар, но и разрабатывают планы по экспансии на смежные рынки. И у них есть все перспективы закончить спор с интернет-компаниями так же, как закончился спор мобильных операторов с фиксированными: объединением рынков. «Быстрое и эффективное построение конвергентного и универсального оператора возможно именно на базе операторов мобильной связи через серию эффективных сделок M&A, что, разумеется, потребует значительных инновационных, финансовых и технологических ресурсов. Благо у операторов мобильной связи они есть», – говорит Александр Поповский, вице-президент группы МТС.