В главных ролях: Игры на чужом поле

IBM

Производитель аппаратного и программного обеспечения. Акционеры: почти 100% акций – в свободном обращении, крупнейший институциональный инвестор – State Street Corp. (5,35%). Капитализация – $200 млрд. Финансовые показатели (2010 г.): выручка – $99,87 млрд, чистая прибыль – $14,83 млрд.

Мой опыт показывает, что, в какую бы страну я ни приехал, суть проблем телекомрынка оказывается примерно той же. Ситуация в России очень похожа на многие страны: есть угроза со стороны новых интернет-игроков, таких как Skype, Google, Facebook, а также со стороны производителей электроники, таких как Apple, Phillips, Xbox и проч. Угроза состоит в том, что они наравне с операторами обеспечивают коммуникации в широком смысле. Вместо sms используют Twitter, для общения выбирают Facebook, для голосовых вызовов – интернет-телефонию, а для просмотра видео – YouTube прямо на телевизоре. И это при том, что операторы предоставляют им инфраструктуру – доступ в интернет, где стоимость передачи битов неуклонно падает. Ситуация дошла до того, что операторы стали не заинтересованы в том, чтобы рос трафик передачи данных, так как абонентам предоставляются фиксированные тарифы на доступ в интернет.

Пока еще ситуация не столь критична, и предоставление услуг ШПД, кабельного и IP-телевидения и беспроводной голосовой связи остается хорошим источником выручки, хотя доходы от классической междугородной и тем более международной связи упали. Кроме того, в России еще есть пространство для роста ШПД и IP-телевидения.

Что в этой ситуации необходимо делать операторам для сохранения своего присутствия на рынке коммуникаций? Искать новые точки роста, начать проявлять себя абсолютно в новом качестве.

В некоторых случаях идет сращивание компаний, производящих контент, и компаний, передающих контент потребителю. Это позволяет диверсифицировать риски и обеспечить доходность. Для мобильной связи новый контент проявляет себя в виде роста рынка мобильных приложений, который пока вчистую принадлежит Apple, но инициатива сообщества Wholesale Application Community должна позволить мировому сообществу операторов связи нарушить это доминирование и дать возможность заработать на приложениях и операторам. Одним из следствий возникновения рынка приложений станет также более широкое использование возможностей операторов, таких как информация о местоположении (Location), о присутствии (Presence) и др. Сейчас Location и Presence мало используются в реальных приложениях от операторов в силу того, что они мало интересны как отдельные услуги.

Одним из актуальных направлений развития бизнеса оператора является предоставление услуг в облаке. Операторы являются крупнейшими владельцами инфраструктуры, обладают крупными центрами обработки данных, имеют значительный штат обученных IT-специалистов. Это означает, что они могут стать компанией, предоставляющей IT-услуги, для этого надо только размещать на своих площадках приложения сторонних поставщиков, предоставляя доступ к ним пользователям через интернет.

Другим направлением развития бизнес-модели оператора могут послужить различные платежные услуги. Здесь оператор начинает играть на поле банковских игроков. Предоставляя пользователю легкие способы оплаты различных услуг (парковку, покупку билетов в кино и проч.), он может конкурировать с банковскими карточками и интернетовскими средствами платежей.