В главных ролях: Конвергенция – будущее телекома

Основной тенденцией развития отрасли связи последних лет стало создание интегрированных операторов. Отраслевая специализация, когда услуги мобильной, фиксированной связи, ШПД, видеостриминга оказывались разными компаниями, себя изжила. Стало очевидно, что более конкурентоспособными, гибкими в современных условиях и в существующей конъюнктуре становятся конвергентные операторы. Уровень проникновения мобильной связи в России давно превысил 150% (данные AC&M), в то время как уровень проникновения ШПД в России, по данным iKS Consulting на конец 2010 г., составлял в среднем по стране примерно 30% (до 70% в крупных городах). В этой ситуации модель конвергентного и универсального оператора выглядит наиболее эффективным способом ведения бизнеса, обеспечивающим стабильный рост и уровень возврата на инвестированный капитал.

«Мобильные телесистемы» (МТС)

Оператор сотовой и фиксированной связи. Акционеры: АФК «Система» (50,8%), 37,6% акций торгуется на NYSE, 11,6% – на ММВБ. Капитализация – $20,7 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, 2010 г.): выручка – $11,29 млрд, чистая прибыль – $1,38 млрд.

На рынке фиксированных услуг наиболее динамично развивается ШПД в регионах и рынок платного ТВ. Проникновение домашнего ТВ, по данным iKS Consulting, на конец 2010 г. составило всего 14%, это значит, что у операторов есть возможности наращивать присутствие на этом рынке – и он является одной из важных точек роста бизнеса. Существенным потенциалом в рамках развития конвергенции обладает и рынок контента. Если сейчас рынки мобильного контента и фиксированных контентных сервисов (в том числе доставки контента) развиваются, по сути, независимо друг от друга, то развитие интегрированных операторов будет способствовать созданию объединенной системы распространения и потребления контента с помощью разных устройств. Для конвергентного оператора логично развивать облачную экосистему контента для различных устройств, которая могла бы обеспечить пользователю удобство потребления контента и привязать его к операторским сервисам. Существует потенциал развития и у мобильного направления, который может быть достигнут, например, за счет сегмента M2M и роста числа подключенных устройств на одного человека. По оценкам МТС, абонентская база сервисов М2М будет расти в среднем на 45–55% ежегодно и к концу 2015 г. вырастет по меньшей мере в 7,5 раза по сравнению с 2010 г. и достигнет примерно 2,5 млн устройств.

Зрелость мобильного рынка позволила укрепить устойчивые финансовые позиции и бизнес-потенциал крупных игроков, которые ищут новые пути развития. Очевидно, что быстрое и эффективное построение конвергентного и универсального оператора возможно именно на базе операторов мобильной связи через серию эффективных сделок M&A, что, разумеется, потребует значительных инновационных, финансовых и технологических ресурсов. Благо у операторов мобильной связи они есть. К тому же мобильные операторы обладают гораздо более гибкой и развитой системой корпоративного управления, чем традиционные операторы. Это делает процесс интеграции и перехода на новую модель бизнеса эффективным и быстрым.

Конвергенция не есть самоцель, поэтому условия и цена сделок M&A должны быть разумными, а сами сделки – своевременными. Эффективный бизнес подразумевает, что процесс интеграции после расширения бизнеса начнется как можно раньше, так как рынок развивается очень стремительно. Даже на ранних этапах интеграции возможны проекты, приносящие экономический эффект.

Проблемы регулирования

Концепция создания конвергентных и универсальных операторов связи становится доминирующей в телекоме на ближайшие десятилетия. Естественно, это потребует больших емкостей, скоростей, покрытия и т. д. При этом регулирование российской отрасли связи все еще остается технологическим: основные регламенты исходят из используемой технологии, значимость которой для развития становится уже все менее релевантной. Сейчас выдача лицензии на определенный вид деятельности и частоты привязывается к конкретным технологиям. В то же время мировая практика ставит во главу угла услугу, которая важна конечному потребителю, а не технологию. Особенно важно это для интегрированных операторов, обладающих широким набором инструментов, который они могут использовать наиболее эффективным образом в зависимости от требований рынка. В России пока эта гибкость невозможна, так как ограничена возможностью использования конкретной технологии. В качестве мер по повышению эффективности работы отрасли целесообразно рассмотреть принятие принципа технологической нейтральности, т. е. получение лицензий на использование частот и оказание определенных услуг связи без привязки к конкретной технологии (GSM, UMTS, WiMax и т. п.); законодательное утверждение возможности совместного использования операторами частотного спектра, узлов сети; отказ от принципа построения сетей исходя строго из территориального деления; сокращение лицензируемых видов деятельности в сфере связи. Все эти условия позволят максимально эффективно использовать возможности конвергентных операторов.

Уже сейчас государством предпринимаются шаги по либерализации отношений в отрасли телекоммуникаций, способствующие ее дальнейшему гармоничному развитию. В частности, принят «План реализации мероприятий по комплексной оптимизации контрольно-надзорных и разрешительных функций в сфере связи», утвержденный правительством. Но крайне важно на данном этапе выработать системную программу, которая обеспечит комплексное видение развития отрасли с учетом лучших мировых практик и специфики российского рынка. Тренды западного телекомрынка прямо указывают на то, что бизнес-модель конвергентного и универсального оператора связи становится доминирующей на ближайшие десятилетия. И российскому рынку необходимо уже сегодня перестраиваться как в части регуляторного законодательства, так и в части бизнес-практик, чтобы эта модель приносила максимальную пользу государству, бизнесу и потребителям.