В главных ролях: Нападайте на Google

ООО «Моджо»

Разработчик программного обеспечения. Совладельцы (данные ЕГРЮЛ на 14 октября 2010 г.): генеральный директор Вячеслав Карпенко, Кирилл Мурзин и директор по развитию бизнеса Алекс Пацай – в равных долях. Финансовые показатели не раскрываются.Специализируется на разработке приложений для iPhone, Mac и Android.

Сложно поспорить с тем фактом, что с приходом Apple на рынок мобильных устройств и услуг там начали происходить революционные изменения. По сути, разрушаются мировой порядок в сфере телекома и рычаги влияния на рынок, которые до этого уверенно двигали операторы; мягко, но уверенно забирают на себя те, кто не просто производит телефон для разговоров, а способен создать экосистему, обеспечивающую пользователя всем необходимым. Раньше операторы диктовали производителям все – начиная от характеристик телефона и заканчивая требованиями к модификации внешнего вида самой трубки и программного обеспечения внутри. Сегодня же даже самые сильные игроки западного рынка телекоммуникационных услуг – AT&T и Verizon – вынуждены мириться с тем, что Apple и Google больше не поддаются их «чарам».

Apple и Google смогли предложить пользователям не только устройство для того, чтобы последние могли потреблять услуги мобильных операторов, а комбинацию факторов, способных дать пользователю такую «дозу» добавленной стоимости, о которой операторы до этого только мечтали. Музыка, фильмы, приложения, социальные аспекты – и все это привязано к кредитной карте пользователя, деньги с которой текут не через оператора, а через владельца этой экосистемы, постепенно превращая оператора лишь в канал для передачи голоса и данных.

Один из выходов в этой ситуации для операторов – максимально эффективное управление этой трубой для передачи данных пользователей в экосистемы: снижение расходов (как операционных, так и капитальных), оптимизация ценообразования, в том числе и ограничение трафика для пользователей, отмена безлимитных тарифов на передачу данных. Можно попытаться наладить сотрудничество с основными «поедателями» трафика – Google, Facebook, Apple и др. Современные телекоммуникационные системы прекрасно умеют определять, куда уходит тот или иной трафик, а трафик для подобных систем означает доходы, которыми они могли бы делиться с мобильными операторами за предоставление доступа к тем или иным ресурсам.

Но самый основной вариант для операторов на сегодня – это создание собственных экосистем. Walled gardens, которые так успешно когда-то создавали многие операторы, ограничивая доступ пользователя к внешним ресурсам, на сегодня не работают. Поэтому нужно начинать с малого: интеграции в существующие экосистемы с помощью своих мобильных приложений, которые позволяли бы продавать тот же контент и другие VAS пользователям через систему Apple, Google, Nokia или Microsoft. Недостаток этого варианта – необходимость делиться доходами с «контролером» экосистемы – можно убрать, создав полностью свою экосистему, на базе коммуникатора с Android, своего магазина приложений, контента и других услуг. Такая система, будучи привлекательной для пользователя, минимизирует его уход во «внешнюю» экосистему, обеспечив оператора дополнительными доходами. Дополнив это различными location-based услугами и возможностью таргетированных рекламных кампаний, операторы могут перейти в нападение на территорию Google и Facebook, заставив с собой считаться всех игроков рынка.