В главных ролях: Настало время для передела рынка

Группа компаний «Связной»

Розничная сеть. Основной акционер (на 31 марта 2011 г.) – Максим Ноготков (88%). Финансовые показатели (2010 г., предварительные результаты): выручка – 55,42 млрд руб., чистая прибыль – 2 млрд руб. На 31 марта 2011 г. сеть насчитывала 2346 салонов связи.

В ближайшие годы эксперты прогнозируют взрывной рост спроса на мобильные приложения. Ожидается, что в этом году объем рынка достигнет $15 млрд. Настало время для передела рынка, и в ближайшие годы станет ясно, кто – операторы или контент-провайдеры – займет на нем лидирующую позицию. В любом случае многое будет зависеть от того, как поведут себя разработчики операционных систем, между которыми началась реальная борьба.

Аналитики группы Gartner подсчитали, что в 2011 г. в мире из онлайн-магазинов будет загружено более 17 млрд приложений. Это вдвое больше, чем в прошлом году, когда число скачиваний достигло 8,2 млрд. В 2012 г. количество загрузок достигнет отметки в 50 млрд, а к концу 2014 г. из магазинов мобильных приложений будет скачано 185 млрд программ. Ожидается, что в текущем году объем этого рынка вырастет в 2,8 раза и составит в денежном выражении $15 млрд, а к 2013 г. достигнет $29,5 млрд. По оценкам аналитической компании Forrester Research, к 2015 г. мировой рынок приложений вырастет до $38 млрд.

Стремительный рост рынка обусловлен популярностью мобильного интернет-доступа и расширением функциональных возможностей мобильных устройств. Контент уже давно вышел за пределы развлечений – это не только игры, мелодии, картинки, но и приложения для общения, электронные книги, СМИ, софт, карты, финансовые и банковские программы и т. п. С развитием высоких технологий и удешевлением производства уменьшается стоимость и самих мобильных устройств. Так, по оценкам аналитиков ГК «Связной», средняя стоимость смартфона в России за год снизилась на 18% и по итогам I квартала 2011 г. составила 11 000 руб. Как следствие, продажи смартфонов в I квартале 2011 г. выросли на 138% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 1,5 млн штук. В денежном выражении рынок смартфонов в I квартале 2011 г. составил 16,6 млрд руб., это на 95% больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда рынок составил 8,5 млрд руб.

До недавнего времени на рынке цифрового контента доминировали операторы, которые контролировали каналы доставки контента к абоненту и продажи мобильных устройств. Но в последнее время их успехи заметно снизились. Так, в прошлом году темп роста доходов операторов от продажи мобильного контента замедлился вдвое по сравнению с 2009 г. В то же время активно развивают бизнес контент-провайдеры, что наглядно демонстрируют результаты работы компании «Связной-загрузка». Оборот компании от продаж игр и приложений за I квартал 2011 г. в денежном выражении достиг 26,5 млн руб., что на 21% больше аналогичного показателя I квартала 2010 г.

Развитие мирового рынка обеспечивают в основном онлайн-магазины, и в первую очередь лидеры отрасли – App Store от Apple и Android Market от Google, появившиеся в 2008 г. Сейчас их каталоги содержат более 500 000 и 200 000 приложений соответственно.

Еще год назад на App Store приходился 81% всех загруженных в мире приложений, однако с развитием Android Market им пришлось потесниться. Так, в прошлом году доля загрузок магазина Apple в мире сократилась до 57%. Эксперты также ожидают, что продажи Android Market вырастут в этом году на 300% и составят $425 млн. На третьей и четвертой позициях окажутся BlackBerry App World и Nokia Store, выручка которых составит примерно $200–300 млн. Впрочем, несмотря на заметную активизацию игроков, по мнению экспертов Gartner, App Store сохранит лидерские позиции вплоть до 2014 г.

Android vs iOS

Дальнейшее развитие рынка мобильных приложений во многом зависит от разработчиков операционных систем для мобильных устройств. С появлением новых игроков конкуренция здесь заметно обострилась. Так, открытием года в России стала операционная система Bada от Samsung Electronics, на которой работают пользующиеся большим спросом смартфоны семейства Samsung Wave. По оценкам аналитиков ГК «Связной», по итогам I квартала 2011 г. она была установлена на 9% проданных в России смартфонов. Традиционные фавориты отечественных пользователей – Symbian от Nokia и Windows от Microsoft – сильно сдали позиции: если первым пришлось потесниться с 75 до 70%, то вторые потеряли огромную долю, сократив присутствие в смартфонах россиян с 16 до 4%. iOS для дорогостоящих iPhone набрал только 1 п. п. – его присутствие на рынке соответствует 5%. А вот Android от Google показала значительный рост, став вторым спринтером после Bada: ее доля достигла 12%, увеличившись более чем в 2 раза в I квартале 2011 г. по сравнению с I кварталом 2010 г. Основными преимуществами платформ компаний Apple и Google являются удобство пользовательского терминала, большое количество разработчиков и разнообразный контент. Привлекательность Android по сравнению с iOS объясняется тем, что на Android Market значительно больше бесплатных приложений (67%), чем на App Store (24%). Кроме того, Google проявляет большую открытость, нежели Apple: компания не ограничивает разработку, добавление новых приложений и т. д. В связи с этим мы ожидаем в 2011 г. значительного увеличения интереса к Android со стороны российских пользователей.

Исследование рынка смартфонов, проведенное компанией Gartner, показало укрепление позиций Android и на мировом рынке. В I квартале 2011 г. система Android впервые заняла лидирующую позицию – ее доля в продажах смартфонов составила 36 против 10% годом ранее. Второе место удерживает Symbian с 27%, третье место – за iOS от Apple: 17%, затем – Blackberry OS с 13%.

Все больше крупнейших производителей мобильных устройств обращают внимание именно на Android. Например, Samsung выпускает смартфоны как на базе собственной мобильной платформы Bada, так и по большей части уже на Android, а также на базе других систем сторонних разработчиков, в том числе на Windows Mobile. Решение Samsung продавать устройства на основе разных операционных систем является, пожалуй, наиболее оптимальным и стратегически верным в условиях стремительно меняющегося рынка.

ГК «Связной» уже не первый год делает ставку на смартфоны. Среди прочих операционных систем первоочередное внимание компания уделяет продаже устройств на базе ОС Android. Доля продаж смартфонов на базе этой операционной системы в общем объеме продаж сети «Связной» в штучном выражении увеличилась c 1% в 2009 г. до 15% по итогам I квартала 2011 г. Согласно нашим прогнозам, популярность данной платформы продолжит стремительно расти и к концу 2011 г. ее доля может приблизиться к общемировому показателю.