В главных ролях: Новые роли в PostPC-мире

За последние два-три года ландшафт рынка дополнительных услуг мобильной связи (VAS-рынок) поменялся кардинально. Начало изменениям положила Apple, выпустив iPhone и операционную систему iOS. Она создала этим целую экосистему для мобильных услуг нового поколения. Вслед за Apple формируются другие экосистемы: сегодня лидирует Google с ОС Android, далее идет Microsoft в альянсе с Nokia и Samsung с платформой Bada.

I-Free Innovations

Специализированное подразделение i-Free, осуществляющее разработку и внедрение перспективных продуктов на базе инновационных технологий. Финансовые результаты не раскрываются.

Смартфоны и приложения оказались настолько востребованными, что этот рынок сразу стал одним из самых быстрорастущих. По данным IDC, рынок смартфонов вырос со 174 млн штук, отгруженных в 2009 г., до 303 млн штук, проданных в 2010-м. В текущем году, по прогнозам, объем продаж смартфонов достигнет 450 млн штук. Рынок приложений растет еще быстрее: по оценкам Gartner, в 2009 г. он составлял $4,2 млрд, в этом достигнет $15,1 млрд, а в 2014-м превысит отметку в $50 млрд.

Наконец, возникают вообще новые рынки – к примеру, рынок планшетов, на котором сегодня лидирует iPad от Apple. Этот планшет появился только в прошлом году, но уже к декабрю было продано более 15 млн устройств, а прогнозы на 2011 г. обещают продажи на уровне 50 млн штук. Очевидно, что мы имеем дело с новым классом устройств, качественно отличающихся от привычных PC: Стив Джобс неоднократно называл их PostPC-устройствами.

Новые экосистемы довольно быстро показали несостоятельность сотовых операторов в целом ряде ключевых аспектов VAS-рынка. Именно Apple и Google, а не сотовые операторы сформировали рынок мобильной рекламы, сделали доступными для массовых пользователей услуги геопозиционирования, создали унифицированный биллинг и глобальные каналы дистрибуции приложений. А социальные сети, обладающие сегодня и мобильной версией, изучили свою аудиторию лучше, чем операторы, имеющие к ней прямой доступ. Удастся ли операторам построить удобную систему мобильных платежей и обеспечить развитие NFC-экосистемы?

Не менее острые вопросы стоят перед контент- и сервис-провайдерами. Их доходы от продаж традиционного контента быстро падают, начинает сокращаться и сегмент микроплатежей – цепочка создания стоимости меняется, не оставляя им привычного места. Это место занимают мобильные разработчики, продающие свои продукты напрямую через App Store производителей телефонов и платформ; компании-интеграторы; новые платежные системы и платежные шлюзы, через которые веб-проекты монетизируют свои сервисы.

Парадокс момента в том, что, с одной стороны, перспективы рынка мобильных VAS еще никогда не были столь радужными, а с другой – позиции его традиционных игроков выглядят наиболее слабо. И выбор правильной стратегии развития – это для оператора вопрос сохранения или потери доходов от VAS, а для контент-провайдера – вопрос выживания.