Ответят деньгами

Правительство определилось с обязанностями профессиональных поверенных, которые заменят чиновников в советах директоров госкомпаний. За убытки, причиненные компаниям, их могут привлечь даже к уголовной ответственности

Премьер Владимир Путин подписал постановление, уточняющее порядок управления госкомпаниями («Ведомости» ознакомились с документом). В новой редакции появилось понятие «профессиональный поверенный» – не является чиновником, но представляет интересы государства.

По договору с Росимуществом поверенного обяжут уведомлять о вопросах, требующих директив, голосовать по директивам (например, по дивидендам, крупным сделкам). А если он стал председателем совета, включать в повестку предложенные государством вопросы. Среди прав поверенных – возможность получать информацию от правительства для выполнения своих функций.

Поверенных и независимых директоров правительство привлекает с 2008 г. Первые голосуют по директиве, вторые – без нее. По данным Минэкономразвития, в 2010 г. в советы 437 госкомпаний было избрано 917 профессиональных директоров, из них 622 – поверенные. В этом году профессиональных директоров должно стать больше: Медведев поручил к октябрю заменить в советах госкомпаний всех вице-премьеров и руководителей ведомств на «не чиновников».

Привлекать поверенных позволяет Гражданский кодекс, но подробно не описывает их права и обязанности, говорит директор департамента Минэкономразвития Алексей Уваров: «А применительно к госкомпаниям, если учесть растущее число поверенных и их роль в управлении, это важно». В договорах будет определено, что за ненадлежащее исполнение обязанностей поверенные несут ответственность в соответствии с административным, уголовным и гражданским законодательством, продолжает он: «Если поверенный голосовал не по директиве и это привело к убыткам компании, то с него их могут взыскать, а при умышленном желании нанести убыток возможно уголовное преследование».

Учитывая сложившуюся судебную практику, привлечь к ответственности директора будет трудно – грань между умыслом и ошибочным решением тонка, говорит партнер Goltsblat BLP Рустам Курмаев, но за очевидные нарушения, например игнорирование директивы, штраф возможно определить в договоре с директором. У государства не много способов заставить профессиональных директоров следовать директиве, отмечает он: их нельзя уволить, как чиновников, а избрание новых членов может оказаться затратным.

Проблем с исполнением директив быть не должно, считает вице-президент ММВБ Владимир Гусаков (поверенный в «Росагролизинге»): «Не было директив, которым я не был готов следовать, да и директивных вопросов немного». Поверенные – ответственные люди и понимают, на что идут, замечает он.