С макраме не скучно

На «Винзаводе» открыли выставки для девочек, мальчиков, циников и офисных работников, имеющих право на творческий отдых
Ю.Пластинин

Несколько галерей, прописанных на «Винзаводе», не первый раз открывают выставки одновременно. Такая практика уравнивает предвзятую вернисажную публику, близко знакомую с авторами и галеристами, с посетителями, приходящими посмотреть вообще на все и нескучно провести вечер.

Глубоко погруженным в наше современное искусство, как и смотрящим на него из осторожного далека, невольно приходится сравнивать увиденное, называть понравившееся, закрывать глаза на неприглянувшееся и стараться мысленно объединить выставки, ничем кроме даты открытия между собой не связанные.

Зато авторы выставок, художники, неразрывно связаны со своими галереями не только финансовыми, но главное – идеологическими узами. И хотя некоторые современные мастера лично и работами могут присутствовать в залах разных галерей, заводской завсегдатай никогда не ошибется, где свои.

«Айдан» – имя женское, и ничего брутального, отвратительного, политического здесь никогда не увидишь. (Не то что в «Ю&М Гельман», где на этот раз идет мужественная, трезво оценивающая себя в названии, выставка Романа Сакина «Мастер 3-го разряда».) Сейчас же Айдан Салахова приняла в стены своей галереи особо чувствительное искусство. «Я emo» Марии Погоржельской – срисованные с фотографий портреты девушек в овальных, словно зеркальных, рамках. Не жестокосердному критику разбираться в этом упоительном девичьем рисовании, но и ему понятно: свой, узнающий себя зритель есть у такого искусства, твердо стоящего на грани кича.

Иная аудитория у серьезной «Риджины», впервые представившей питерца Карима Рагимова с выставкой Fear Fair. Как намекает нам пресс-релиз, она является частью большого «Человеческого проекта» и еще некого «Страха». Поэтому гирлянды шаров с мрачно-полосатыми ленточками, делающие выставку похожей на праздник известной телефонной компании, намекают числом 277 на соответствующую статью УК РФ. Пресс-релизы, они же выставочные пояснения, пишутся в галереях не для публики, а ради вечности и проистекания художественного процесса, поэтому никак не помогают даже опытному зрителю разобраться в увиденном. Лучше и не стараться глубоко вникать в суть волевой «Ярмарки страха», а просто посмотреть, как артистично и точно Рагимов работает с готовыми изображениями, превращая их в двуцветные, предельно сюрные акварели.

Галерея XL, любящая некоммерческих и остроумных художников, предоставила место своим давним фаворитам – группе ABC (Art Business Consulting), позиционирующей себя простой, народной, офисной, а сейчас представляющейся «Корпорацией личностного роста». Как всегда, абэцэшникам удались предметы (видео смешное, как в КВН) – пейзажи, сотворенные из канцелярских кнопок и резинок, и макраме из компьютерных шнуров. Но эта выставка вряд ли понравится офисным сидельцам – они макраме покруче плетут.