Claas обрусеет

Краснодарский завод Claas добивается более чем 50%-ной локализации производства комбайнов. Потребуются инвестиции от 50 млн евро, зато компания сможет участвовать в госпрограммах поддержки АПК – ее техника станет российской
Ю.Грибцова

ООО «Клаас» (Краснодар)

производитель сельхозтехники. владелец (данные компании) – Claas Osteuropa Investitions GmbH (99%). финансовые показатели (РСБУ, 2009 г., данные «СПАРК-Интерфакса»): выручка – 2,3 млрд руб., чистая прибыль – 135 млн руб.

Гендиректор ООО «Клаас» Ральф Бендиш рассказал «Ведомостям» о планах увеличить локализацию с нынешних 30% до более 50% к 2014–2015 гг. «Мы превращаемся из сборочного завода в предприятие полного технологического цикла, которое будет включать самостоятельное изготовление комплектующих, раскрой, изгиб, сварку металла, окрасочную линию», – говорит он. При этом, по его словам, мощность завода увеличится до 2000 комбайнов в год (сейчас 1000).

«В результате локализации размер задействованной в производстве площади увеличится в 8–10 раз, количество сотрудников (сейчас около 100 человек) – в 4–5 раз. «Клаас» в прошлом году к имеющимся у завода 10 га приобрел у администрации Краснодарского края 38 га земли и еще 50 га арендовал», – рассказал Бендиш. О покупке земель знает гендиректор ассоциации «Росагромаш» Евгений Корчевой: «Они принадлежали Кубанскому государственному аграрному университету и были постановлением правительства переданы администрации края, которая продала их ООО «Клаас».

Точная сумма инвестиций в проект пока не известна, сказал Бендиш. Корчевой оценивает их в 50–200 млн евро в зависимости от технологий: «Хорошая окрасочная линия стоит 40–50 млн евро, хороший лазерный комплекс – 40–50 млн евро».

При локализации свыше 50%, объясняет Корчевой, по правилам определения места происхождения товаров комбайны Claas будут считаться российской техникой и смогут претендовать на участие во всех госпрограммах поддержки АПК (см. врез). Бендиш об этом молчит. Цель увеличения локализации – снижение себестоимости, увеличение гибкости производства за счет сокращения цепочки доставки из-за границы, передал он через помощницу. «Участие в госпрограммах после локализации производства – это не основная наша цель, однако такой возможности мы не исключаем», – добавляет Светлана Цветкова, руководитель отдела маркетинга компании «Клаас Восток» (Москва, продает комбайны Claas).

По словам Бендиша, после углубления локализации краснодарский Claas станет как минимум на 5% дешевле, чем такой же импортированный. «Комбайн «Ростсельмаша» 5-го класса Acros стоит от 4,7 млн руб., его аналог Tucano (их выпускает завод Claas в Краснодаре) – около 9 млн руб., говорит директор по маркетингу «Ростсельмаша» Заур Дышеков.

Российский рынок зерноуборочных комбайнов составил в 2010 г., по данным «Росагромаша», около 4400 шт., по данным «Ростсельмаша» – около 3600 шт. В этом году рынок этих комбайнов вырастет примерно до 6000 шт., считает Корчевой.

Бендиш сообщил, что за полгода его компания продала около 400 комбайнов – больше, чем за весь 2010 год (около 300). О планах продаж на второе полугодие он не говорит. Дышеков предполагает, что во втором полугодии продажи «Клааса» упадут, так как основные закупки на сезон сельхозпроизводители уже сделали. Гендиректор «Ростсельмаша» Валерий Мальцев рассказывал ранее, что в 2010 г. его завод выпустил около 3000 зерноуборочных комбайнов. «В 2011 г. будет выпущено около 4000», – говорит Дышеков.