Чужими руками

Посредники обходятся страховщикам дороже, чем остальные каналы продаж. Высокие риски и комиссионные компенсируются эффективностью привлечения новых клиентов

СЗАО «Медэкспресс» агентская сеть и посредники принесли половину сборов, говорит ее президент Наталия Шумилова. В розничном бизнесе «Ингосстраха», на который приходится 79% сборов, 36% полисов продают агенты, 33% – автосалоны и банки, рассказал директор петербургского филиала «Ингосстраха» Владимир Храбрых. А у петербургского филиала «Согаза» доля агентских продаж не превышает 20–25%, так как компания ориентирована в первую очередь на очень крупных корпоративных клиентов, сообщил его директор Эдуард Яблоков.

По данным сайта Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти, с начала года страховщики подали к посредникам более 20 исков на сумму более 33 млн руб. Примерно по 13 млн руб. они требуют взыскать с ООО «Бриг» и ООО «Страховые решения». Получить комментарии в компаниях не удалось. Брокеры «Финстар» и «Гарант-сервис», по оценке вице-президента «Росгосстраха» Александра Мозалева, должны страховщикам по России около 500 млн руб.

Крупным страховщикам посредники могут приносить 50–60% сборов, а небольшим филиалам страховщиков они дают до 80%, оценивает руководитель Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхования» Владимир Тиняков. В его компании по итогам пяти месяцев этого года на брокеров и агентов приходится 25–30% сборов, столько же – на автодилеров и банки.

Для страхования юрлиц, особенно ДМС, наиболее эффективны собственная агентская сеть и корпоративные продажи, считает Шумилова. Брокеры, как правило, хорошо разбираются в тонкостях продуктов, вариантов франшиз и регулировании убытков и успешнее всего страхуют имущество предприятий, специализация более мелких посредников – каско и ОСАГО. Роль агентского канала значительно возросла и будет расти дальше, прогнозирует Храбрых. Активно восстанавливается продажа полисов через автодилеров, упавшая в кризис примерно наполовину вслед за продажами новых машин, говорит Тиняков.

Вознаграждение посредников существенно выше, чем штатных продавцов компании. По словам гендиректора Национального объединения страховых представителей Николая Николаева, средний уровень комиссии агенту достигает 30%. Для агентов комиссия по каско может составлять до 30%, по страхованию недвижимости – около 35%, подтверждает Тиняков. Но агент самостоятельно выполняет существенный объем работы по поиску клиента, подчеркивает он. Комиссия по каско штатного сотрудника, который в основном работает на входящем потоке, в среднем по рынку, по его словам, – около 5%.

При продаже полисов в автосалонах комиссии, в которые часто также входят отчисления банкам, могут доходить до 40%, отмечает один из петербургских страховщиков. Небольшим компаниям они невыгодны, добавляет он. В автосалонах группы «Евросиб» комиссия колеблется от 5 до 15% и имеет тенденцию к снижению, у компании около 15 основных партнеров-страховщиков, до кризиса их было более 30, рассказал руководитель департамента маркетинга УК «Евросиб авто» Леонид Клюев.

Начать работать с банками не так просто – у некоторых из них есть собственные страховые компании, другие требуют внести депозит, рассказывает страховщик. Банки действительно неохотно идут на сотрудничество со страховыми компаниями, зачастую – чтобы не создавать конкуренцию собственным продуктам. «Заставить работников продавать хорошо и то и другое не получится», – говорит топ-менеджер банковского филиала.

Для многих компаний посредники – самый доступный канал продаж, рассуждает Николаев. Агентский канал наиболее эффективен для привлечения новых клиентов и, по сути, заменяет затраты компании на рекламу, говорит Храбрых. Затраты на привлечение и обучение собственных агентов достаточно высоки и только 2–7% из прошедших обучение остаются работать в качестве страховых агентов, сетует Шумилова.

Комиссии посредникам в 50%, которые встречались до кризиса, сейчас уже скорее исключение, чаще всего их предлагают компании, которые готовятся уйти с рынка, говорит Николаев. Он подчеркивает, что это всегда добровольные предложения со стороны страховщиков.

Проблема для рынка – недобросовестные посредники, которые собирают премии у населения и не спешат перечислять их в страховые компании, говорит заместитель гендиректора ОСАО «РЕСО-гарантия» Дмитрий Большаков.