Не вымерли

Второй кинофестиваль Voices, прошедший в Вологде и Череповце, пока не называют российскими Каннами или Венецией, но на роль российского Санданса – фестиваля неожиданного, но тем не менее зрительского кино – Voices уже претендует
Клаудиа Кардинале/ Voices

Организаторы фестиваля всерьез хотят, чтобы Voices превратился в «площадку номер один по обмену опытом европейского кино». В этом году главными героями европейского кино в Вологде были итальянцы – в связи с перекрестным годом Италии – России. По городу, пританцовывая, летала Клаудиа Кардинале, объявленная музой фестиваля, – болтала со всеми подряд о жизни, тунисских браслетах и творчестве. Александр Сокуров получил награду «Талант без границ» из рук режиссера Паоло Тавиани. В вологодском Кремле показывали «Сладкую жизнь». На круглом столе продюсеры из разных стран пытались поговорить о российско-итальянской копродукции и вступлении России в Eurimage.

Вне конкурса можно было посмотреть хиты от «Меланхолии» фон Триера до «Шапито-шоу» Лобана. Конкурсная же программа была в этот раз удивительно ровной, состоящей в основном из драм, переходящих в античные трагедии, и триллеров, срывающихся в драму. По правилам Voices в конкурсе участвуют только дебютные и вторые фильмы европейских режиссеров, т. е. тут показывают не просто современное кино, а кино, каким оно будет через некоторое время, когда все эти режиссеры-дебютанты наберут силу и захватят землю. Директор кинофестиваля Игорь Лысенко назвал Voices чем-то вроде инвестиции: «Мы надеемся, что люди, которые у нас в конкурсе участвуют, через десять лет станут известными, великими мэтрами и скажут: вот нас открыли где, в Вологде».

Жюри во главе с британским режиссером Хью Хадсоном было единогласно: Гран-при (30 000 евро, из них 10 000 – российскому прокатчику фильма) присужден «Тиранозавру» Пэдди Консидайна. На просмотре член жюри, российская актриса Ксения Раппопорт, чуть не плакала, а зрители после сеанса говорили, что именно так и представляли себе британскую жизнь: сидишь у себя во дворе, весь заляпанный кровью, и чувствуешь глубокое удовлетворение. «Тиранозавру» достался и приз за лучшую актерскую работу – Оливия Колман сыграла в этой кровавой драме забитую домохозяйку, которая знакомится со стареющим взрывоопасным монстром, смахивающим на героя Клинта Иствуда из «Гран Торино». Многим зрителям фильм показался вторичным, что не отменяет его точности, жестокой, грубой силы и неожиданно тонкой любовной истории, которая сама себя боится.

Больше всего призов в Вологде досталось шведской драме «К чему-то прекрасному» Лизы Лангсет: ей ушел приз за режиссуру, за актерскую работу великолепной Алисии Викандер и приз зрительских симпатий. Этот фильм о том, на что способна девушка, которая любит классическую музыку, и о том, какие бездны просыпаются в человеке, который стремится к чему-то прекрасному.

Приз за сценарий взяла Бриджет Си, сделавшая автобиографическую драму «Свободные руки»: женщина-режиссер снимает в тюрьме документально-игровое кино и влюбляется в одного из заключенных. Жюри, похоже, просто поблагодарило Бриджет Си за то, что она приехала на фестиваль. В конкурсе были гораздо более мощные сюжеты: итальянская «Спокойная жизнь» о мафиози в бегах или словенский «Отец», превращающий нежную семейную зарисовку чуть ли не в политическое заявление. «Отец» получил спецприз от Александра Сокурова: режиссер согласился приехать на фестиваль лишь при условии, что он отсмотрит все конкурсные фильмы и выберет своего победителя.

Режиссер Сергей Лозница, приезжающий на фестиваль уже второй раз (в прошлом году его фильм «Счастье мое» получил Гран-при, в этом году Лозница вошел в жюри конкурса), так охарактеризовал Voices: «Это не имитация события, а событие». В общем, Voices – это место, где динозавры от кинематографа встречаются с дебютантами, а те и сами уже готовы стать звероящерами.