Проехали кризис


Российский автомобильный рынок, возможно, близок к стабилизации. Автопроизводители готовы поднять годовой прогноз.

За первую половину 2011 г. дилеры продали 1,23 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей – на 56% больше, чем за первое полугодие 2010 г., подсчитал комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Но в июне прирост продаж составил 40% – до 246 429 автомобилей (это на 5% больше, чем в мае 2011 г.).

«Российский рынок окончательно стабилизировался», – комментирует председатель комитета Дэвид Томас. По его словам, эти показатели превышают последние прогнозы и АЕБ готовится скорректировать итог продаж автомобилей по году. Последний прогноз ассоциации – 2,35 млн автомобилей. «Именно во II квартале 2011 г. на кризисе наконец поставлена большая жирная точка», – радуется Андрей Петренко, президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» («Роад»). «Роад» свой прогноз уже пересмотрела до 2,6 млн автомобилей. Стабилизация отнюдь не значит падение, продолжает Петренко, начало сезона отпусков привело к прогнозируемому уменьшению числа клиентов, как это было и до кризиса. С сентября он ожидает активных кредитных продаж, а с октября – «самого активного роста рынка».

Традиционным лидером по объему продаж стал «АвтоВАЗ». Дилерам удалось реализовать 291 540 автомобилей Lada – на 31% больше, чем в том же месяце прошлого года (модель Kalina добавила 81%, «классика» 2104/2105/2107 – 35%, Priora – 14%), но июнь 2011 г. по сравнению с июнем 2010 г. дал прирост всего 7% – это самый низкий показатель в топ-10. «В прошлом году имело место сравнение растущего рынка с предыдущим кризисным периодом, сработал так называемый эффект низкой базы. В 2011 г. мы имеем сравнение с активным рынком, который наблюдался в июне 2010 г.», – пояснили в пресс-центре «АвтоВАЗа».

«Показатели «АвтоВАЗа» сейчас вполне адекватны рынку, росту продаж автоконцерна значительно помогла программа утилизации, стартовавшая в марте 2010 г.», – говорит Сергей Удалов, исполнительный директор «Автостата». Но теперь программа завершена, а рынок растет, поэтому, по его мнению, в дальнейшем показатели «АвтоВАЗа» могут снижаться. К 1 июля министерство выдало все 600 000 утилизационных свидетельств, было оформлено 585 653 договора купли-продажи, передано клиентам 489 409 автомобилей, говорится на сайте Минпромторга. Государство выплатило дилерам 18,9 млрд руб. из выделенных на эти цели 30 млрд руб.

Лидерами роста стали китайские марки Vortex (292%) и Lifan (234%). Но в первой двадцатке больше всего приросли продажи Mitsubishi (135%), Nissan (119%) и Opel (130%). Такие показатели не удивили производителей. «Рост Opel прежде всего связан с обновлением модельной линейки. В 2010 г. изменился дизайн Opel Astra, самой популярной модели в России. Очень похожая ситуация и с Cadillac (168%), несмотря на то что это более нишевый автомобиль», – делится начальник пресс-центра GM Russia Сергей Лепнухов. Спрос на новые модели отмечают и в Nissan. «Спрос высок на модели Tiida, Quashkai, X-Trail и особенно новую – Nissan Juke», – сообщила представитель Nissan Татьяна Натарова.