Вектор


Реформа насмарку?

Главный энергореформатор страны – бывший предправления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс решил прокомментировать возможное слияние «Газпром энергохолдинга» и КЭС. Если сделка состоится, под контролем «Газпрома» окажется свыше 50 ГВт мощностей, почти треть бывшего РАО ЕЭС. Формально такая сделка не «разрушает суть» энергореформы, признал Чубайс, ведь она сводилась к разделению монопольных (электросетевых) и конкурентных (генерирующих и сбытовых) секторов. А «Газпром» и КЭС объединяют активы в одном сегменте – генерации. Но совершенно «очевидно, что сделка, в результате которой более 40% европейской зоны оптового рынка электроэнергии оказывается в руках одного владельца, создает серьезные монопольные риски», добавил Чубайс: «Считаю, что такая сделка, если она осуществится, не принесет пользы ни энергетике России, ни российским потребителям» (цитата по «Прайм»). Впрочем, вряд ли Чубайс надеялся, что «Газпром» не станет укрупнять империю в энергетике: концерн очень давно начал вкладываться в энергетику, скупал акции самого РАО, отдельных АО-энерго и федеральных электростанций, никогда не скрывая серьезности намерений (и, естественно, не без поддержки и советов правительства).

ОСАГО без двух процентов

Крупнейшие страховщики ОСАГО договорились снизить комиссионное вознаграждение с 10 до 8% от цены полиса. Это должно решить проблему завышенных комиссионных, присущих небольшим компаниям, заявил «Прайм» источник на страховом рынке. Еще один отмечает, что скорее всего новых нормативов по размеру комиссионных стоит ожидать уже к осени этого года: «Важно не упустить начало осенне-зимнего периода, на который традиционно приходится наибольшая доля продаж ОСАГО».

Тарифы на ОСАГО регулируются государством. Оно же определяет и предельный размер комиссий по этому виду страхования. Однако еще 20% от стоимости полиса страховщики могут относить к расходам на ведение дел. И зачастую за счет этой составляющей тарифа участники рынка доплачивают агентам, чтобы те активнее продвигали полисы конкретного страховщика. В первую очередь для тех, кому полис нужен «здесь и сейчас». Те же, кто выбирает загодя и осмотрительно, получат возможность сэкономить пару процентов.

Туризм переехал в сеть

Сервис по бронированию отелей «Островок.ру» привлек инвестиции от крупнейших фондов Кремниевой долины – Accel Partners, General Catalyst, а также от частных инвесторов – Питера Тиля, Марка Пинкуса и Эстер Дайсон. Стартап, основанный Сергеем Фаге и Кириллом Махаринским, получил от инвесторов $13,6 млн, написала в своем «Твиттере» Эстер Дайсон. Весь проект оценен в $35 млн. Удивительно, что столь заметная сумма получена сервисом, который еще даже не начал свою работу. Основатели обещают, что он запустится через неделю. Изданию Business Insider они сказали, что решили создать сервис бронирования в России, так как конкуренция на этом рынке здесь еще не так высока, как в США. В США и Европе аналогичные сервисы, если они успешны, привлекают на порядок большие суммы. Например, сайт Airbnb.com, позволяющий арендовать и сдавать в аренду квартиры, недавно получил $100 млн от консорциума инвесторов во главе с Andreessen Horowitz и при участии DST Global. Так что неудивительно, что фонды пытаются побыстрее получить доли в потенциально растущих российских компаниях, даже без оглядки на то, работает ли уже сервис и приносит ли деньги. Туристические сервисы – одни из самых популярных в последнее время объектов инвестиций в России. Весной Mangrove Capital Partners, Ventech Capital и ABRT вложили $5 млн в систему онлайн-бронирования гостиниц Oktogo, а американский Tiger Global Management год назад заплатил $10 млн за билетного брокера anydayanyway.com.

Прибыль или политика

«Газпром» активизировал переговоры с немцами о совместных энергопроектах в ФРГ (как и обещали его менеджеры в июне). На прошлой неделе прошли встречи с E.On и RWE. По оценкам «Газпрома», остановка АЭС в ФРГ создаст дополнительный спрос на 15–20 млрд куб. м газа в год. А для «Газпрома» это свыше 10 млрд евро дополнительной выручки, заметил в пятницу зампред правления концерна Александр Медведев. Если пересчитать в текущих ценах для Европы, получается, конечно, поменьше – до $9 млрд. Но у «Газпрома» свой план: он не хочет просто поставлять дополнительный газ, он хочет стать совладельцем потребителей топлива – электростанций (в том числе вновь построенных).

Все эти разговоры об инвестициях в ФРГ вызывают массу слухов о том, что «Газпром» может получить долю в самих E.On и RWE (а не только стать их партнером на отдельных проектах). Во всяком случае, руководство RWE не исключает такого варианта, пишет Der Spiegel. Покупать долю в E.On, RWE и других подобных компаниях дорого и не так прибыльно, как долю в отдельных проектах с ними, уверяют сотрудники «Газпрома». Но слухи вряд ли угаснут. Ведь сделки «Газпрома» не всегда поддаются экономической логике, очень часто в них превалирует политика. А доля в германских энергогигантах вполне может рассматриваться Москвой как стратегически важная цель.