Чужая земля

Открытия дела о мошенничестве в отношении дочери ростовского мэра Ольги Чернышевой аксайские фермеры добивались более полугода. После этого второе дело – об отмывании денег – появилось стремительно: всего через месяц

О возбуждении дела по ст. 174 п. 2 УК РФ (легализация денежных средств, полученных преступным путем, в крупных размерах) в отношении Чернышевой объявил вчера на пресс-конференции прокурор Ростовской области Валерий Кузнецов. Максимальное наказание по ней – четыре года лишения свободы. «Наложены аресты на расчетные счета порядка 10 различных организаций, которым переводились деньги от сделки», – рассказал Кузнецов. Компании он не назвал.

В середине июня следственный отдел ОВД Аксайского района возбудил в отношении Чернышевой уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере), она подозревается в хищении у нескольких аксайских фермеров около 300 млн руб. Фермеры передали ей по договору дарения около 43 га земли в Аксайском районе для последующей продажи компании «Геометр», которая будто бы соглашалась совершать сделку только с одним лицом. («Геометр» собирался построить на этих землях логистический комплекс, но не смог из-за кризиса.) Деньги от продажи Чернышева обещала отдать дарителям пропорционально их долям в земельном массиве (89 га), куда входили также и участки, принадлежащие ей самой, рассказал адвокат потерпевших Александр Короченский. Об этом Чернышева подписала соглашение с фермерами, которые настаивали на гарантиях. Земля была продана в 2007–2008 гг. Договор дарения был притворной сделкой, а соглашение заведомо не имело юридической силы, поясняет адвокат. По словам Короченского, сейчас в деле Чернышевой признаны потерпевшими четверо его клиентов, но он уверен, что круг их будет расширен за счет фермеров, имевших с дочерью мэра устные договоренности.

Второе дело 5 июля возбудил также СО Аксайского ОВД, оба дела объединены в одно производство, рассказал «Ведомостям» Кузнецов.

Мэр Ростова Михаил Чернышев написал в блоге: «Это трагедия, когда твоего ребенка обвиняют в нарушении закона. <...> Оля рассказала мне обстоятельства дела и, думаю, не все так однозначно<...> И я предложил бы всем, кто искренне или не очень искренне переживает за судьбу Ольги Чернышевой, дождаться окончания следствия или решения суда и не влиять на процесс».

«Мы добивались возбуждения первого дела с октября прошлого года, сначала нам необоснованно отказали в возбуждении, после запроса [вице-спикера Госдумы, лидера ЛДПР] Владимира Жириновского в Генпрокуратуру в марте его все-таки возбудили, через какое-то время отменили, снова возбудили-отменили и в июне возбудили в третий раз», – рассказывает Короченский.

Дело заводили долго, поскольку проверяли: не исчерпывается ли конфликт гражданско-правовыми отношениями – тогда фермеры должны были подавать на Чернышеву в суд общей юрисдикции, рассказал источник в правоохранительных органах. «Но обнаружили явные признаки мошенничества – деньги от продажи земель она [Чернышева] получила, но в течение трех и более лет не расплачивалась, переводила их на счета однодневок, покупала различное имущество», – говорит собеседник «Ведомостей». В ЕГРЮЛ есть сведения об 11 компаниях, в которых Чернышева является либо учредителем, либо генеральным директором. Однако соглашение с фермерами она подписала как индивидуальный предприниматель.

Чернышева уже подала в Ворошиловский районный суд Ростова иск с требованием признать соглашение недействительным. Слушание по иску назначено на 26 августа.