Львиная доля наград петербургского "Кинофорума" досталась представителям азиатского кино

В Петербурге завершился 2-й Международный кинофорум. Одним из его главных героев стал Марлен Хуциев, а основным открытием – петербургская публика
петербургские зрители жадно слушали и смотрели все, что происходило на кинофоруме/ Кинофорум

Кинофорум, собравший большое количество профессионалов кино и журналистов со всего мира, завершился, как водится, раздачей наград. Марлену Хуциеву – в рамках фестиваля прошла его персональная ретроспектива и мастер-класс – вручили специальный приз города Петербурга и приз ФИПРЕССИ – Международной федерации кинопрессы – за вклад в мировой кинематограф. Однако львиная доля наград досталась представителям социально ангажированного азиатского кино.

В конкурсе «Новые территории» жюри, возглавляемое фестивальным куратором Ульрихом Грегором, присудило главный приз режиссеру Жангу Миаояну за картину «Черная кровь» – суровую черно-белую драму из жизни китайской провинции. Два других приза (за режиссуру и за художественный вклад) достались ленте из Шри-Ланки «Летающая рыба» и иранскому фильму «Гешер». В отличие от первого приза (который сопровождался суммой в 10 000 евро) эти два были безденежными, что жаль: автор «Летающей рыбы» Санджива Пушпакумара долго рассказывал со сцены, как снимал свое кино за $25 000 и его мама кормила съемочную группу из 70 человек. Режиссер «Гешера» Вахид Вакилифар посвятил свой приз памяти любимого режиссера Андрея Тарковского и выразил солидарность коллеге и соотечественнику Джафару Панахи, который стал жертвой репрессий иранского режима.

Другой иранский фильм – «Надер и Симин: развод» Асгара Фархади победил в конкурсе Best of the Best, который судило жюри из VIP-зрителей. А простые зрители прямым голосованием в кинотеатрах удивили своим достаточно изысканным вкусом. По их выбору было присуждено три приза: главный достался «Гавру» Аки Каурисмяки, второй – бразильской картине «В стороне от дороги» Чарли Брауна, а третий – нашему «Охотнику» Бакура Бакурадзе.

Высокий интеллектуальный тонус сопровождал дискуссии и круглые столы. Их разнообразные темы – от терроризма до аутизма – позволили концептуально обобщить картину нового кино XXI века. В будущее ориентирован и проект молодежного киногорода «Метрополис», который на закрытии представил его ментор Александр Сокуров: вместе с Натальей Солженицыной он вывел на сцену Михайловского театра победителей проекта.

И все же главным открытием фестиваля стала петербургская публика: она с энтузиазмом заполняла залы кинотеатров даже на просмотрах документальных и ретроспективных лент. Хотя новорожденный кинофорум (в таком амбициозном формате он проводился впервые), безусловно, нуждается в совершенствовании организационных механизмов и корректировке форматов – на эту тему было высказано немало критических соображений, часть которых справедлива. Но то, что в городе есть потребность в такого рода событии и готовая его поддержать публика, можно считать доказанным.