Музыка у воды

«Музэнерго» – международный фестиваль джаза и другой «честной музыки» прошел в Дубне в четвертый раз

Этот музыкальный фестиваль возник благодаря усилиям трех джазовых энтузиастов: Дмитрия Никитского, Юрия Льноградского и Тани Балакирской. Первый из них жил в Дубне, двое остальных переехали на жительство в Дубну после удачного старта в сентябре 2007 г.

Несмотря на откровенно джазовую родословную, устроители предпочитают называть его «фестивалем честной музыки», не замыкаясь в жанровых рамках. Открыл концерт на живописной поляне на берегу Волги (после красочного шоу барабанов и танцовщиц «Маракату») израильско-американский квартет, в котором солировали гитарист Ори Дакари и саксофонист Ури Гурвич. Их музыка – ближневосточный фольклор, переосмысленный в авангардной стилистике лейбла Джона Зорна Tzadic Records.

Вторым выступал квартет под названием BrushUp!. Он исполняет фьюжн, в основе которого все-таки лежит рок-гитара лидера ансамбля – московского гитариста и музыкального педагога Юрия Щеткина.

Лидером следующего квартета тоже был гитарист – эстонец Олег Писаренко, но программа его разительно отличалась от предыдущей. Ее можно отнести к «скандинавскому джазовому минимализму» – композиции просты по форме и насыщены спиритуальными переживаниями.

Следующими выступали самые экзотические участники – индонезийский квартет Indro Hardjodikoro & The Fingers. Но в музыке его ничего экзотичного не оказалось. Высококлассный исполнитель на шестиструнной бас-гитаре Индро Харджодикоро и его техничные коллеги исполняют плотный и мощный международный фьюжн. Потенциал каждого из них был особенно ощутим в головокружительных вариациях на тему «Очи черные», но полностью он раскрылся на джем-сейшене, устроенном на «джазовом пароходе», три часа катавшем музыкантов и гостей фестиваля по Волге по окончании основной программы.

Выступление трио Аркадия Кириченко было посвящено памяти Дмитрия Никитского, умершего в мае этого года. Свингующий валторнист Аркадий Шилклопер – европейская звезда «мировой музыки», и его программа с мейнстримовыми московскими джазменами в очередной раз наглядно это продемонстрировала. А вкрапления тубиста Кириченко, выступающего в последние годы преимущественно с экстатической «вокальной акробатикой», вывели их сет на запредельную высоту.

И замыкал концерт швейцарский секстет Imperial Tiger Orchestra, музыка которого исключительно концептуальна: это эфиопский поп 70-х, превращенный в мрачный и яростный джаз-рок.

На малой же сцене в течение всего дня выступали регги-команды из Москвы, Казани, Вологды. Сцена была сооружена рядом с волейбольной площадкой, и такое неожиданное соседство как нельзя лучше способствовало созданию атмосферы расслабленного пляжного отдыха. А разве не ради этого проводятся летние опенэйры?