На турбинах – из кризиса

В июне российская промышленность ускорилась и решительно вышла из кризиса, впервые превысив докризисные объемы выпуска

По данным Росстата, в июне рост промышленного производства ускорился до 5,7 после 4,1% в мае (к тем же месяцам прошлого года). Во II квартале производство выросло на 4,8% (5,9% – в I квартале), за полугодие – на 5,3%. Скорректированный на сезонность рост за январь – июнь составил 3%, примерно как и в предыдущие два полугодия (2,7–2,9%), посчитал Валерий Миронов из Центра развития Высшей школы экономики. В июне промышленность ускорила темпы роста: с устранением фактора сезонных колебаний они, по данным Росстата, составили 0,7% после 0,5% в мае и 0,4% в апреле. Драйвером стал обрабатывающий сектор: он вырос на 0,9%, а добыча и электроэнергетика сократились на 0,1 и 0,3% соответственно, посчитал Миронов.

Средние темпы промышленности

Среднемесячные темпы роста промышленного производства во II квартале, по оценкам ЦМАКП, были такими же, как и в январе – марте: 0,5%.

По расчетам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), в июне объемы производства впервые превысили среднемесячный уровень докризисных января – сентября 2008 г. на 1% (в мае они еще были на 0,5% ниже). По данным Росстата, уровень всего 2008 года, включая IV квартал спада, был превышен в декабре 2010 г. К отраслям, достигшим докризисного уровня, добавились производство транспортных средств и оборудования, деревообработка. В сравнении с маем вдвое сократила разрыв с докризисными объемами производства металлургия, в 1,5 раза – выпуск стройматериалов, в 1,6 раза – производство машин и оборудования (здесь выпуск все еще на 15% ниже, чем в среднем в январе – сентябре 2008 г.). Большинство секторов уже давно преодолели кризисное падение, сейчас нагоняют объемы наиболее провалившиеся секторы, так что в дальнейшем индустрия будет все дальше уходить от средних значений 2008 г., уверен Владимир Сальников из ЦМАКП.

Увеличение выпуска машиностроительных производств и стройматериалов внесло один из основных вкладов в июньское ускорение индустрии, считает Сальников, еще одним драйвером стала нефтепереработка – ускорился рост выпуска нефтепродуктов, кокса, бензина, дизтоплива. Скорости промышленному производству добавили газовые турбины: в июне их выпуск вырос в 3,4 раза, тогда как за полугодие в целом – 22,3%. Это производство длинного цикла, напоминает Миронов, учет его результатов в июньской статистике серьезно на нее повлиял.

В остальных секторах ситуация неоднородна – замедлились темпы роста в автопроме, ряде отраслей пищепрома, указывает Александр Морозов из HSBC, и если турбины стали главным фактором ускоренного июньского роста индустрии, то он опирается на зыбкую почву. Дополнительный риск – стагнация нефтедобычи, особенно если замедление мировой экономики приведет к падению цен на нефть, беспокоится Владимир Пантюшин из Barclays Capital.

Но есть и позитивные индикаторы, указывает Миронов, в мае ускорился рост инвестиций, растет кредитование, а опрошенные Росстатом предприятия перспективы выпуска на ближайшие три месяца оценивают позитивнее, чем раньше: баланс оценок в июне вырос до +20% (превышение прогнозирующих рост выпуска над теми, кто ожидает сокращения) с 16–17% в феврале – мае.

Тем не менее темпы роста индустрии будут замедляться, считает Сальников: «Цены на нефть вышли на плато, их прежний рост еще какое-то время будет способствовать увеличению производства, доходов населения. При статус-кво на мировых рынках – а они сейчас главный фактор неопределенности – темпы индустрии будут затухающими: с 5 до 4%». Морозов ожидает, что в IV квартале темпы замедлятся до 3%. Минэкономразвития прогнозирует, что итоги года окажутся лучше, чем первого полугодия, – производство вырастет на 5,4%.