Вектор


Секреты во благо

Российский рынок давно наслышан о том, как самый активный миноритарий отечественных госкомпаний Алексей Навальный судится с ними за право получать информацию. И тут вроде бы похожая новость из-за рубежа: сырьевой трейдер Glencore, недавно ставший публичным, решил отказаться от квартальных отчетов, ограничившись полугодовыми. Однако не все так просто. Glencore – владелец 34% акций горнорудного гиганта Xstrata и отношения у компаний «деликатные», отмечает Financial Times. Крупнейшие игроки на этом рынке публикуют отчеты лишь дважды в год (это сама Xstrata, а также BHP Billiton, Rio Tinto и Anglo American). А Glencore, опубликовав отчет за I квартал 2011 г., показала там оценку прибылей Xstrata, результат разочаровал инвесторов, и это отразилось на котировках железорудной компании. Что, естественно, совершенно не понравилось ее руководству. В итоге Xstrata решила не давать больше Glencore квартальные показатели, пишет FT. А Glencore, как и говорилось выше, решила отказаться от квартальных отчетов. Правда, ей это будет стоить до $2,4 млн: квартальные отчеты – требование по одному из облигационных выпусков Glencore. И эти деньги предлагаются держателям бондов для изменения этой ковенанты.

И нас не забудьте...

Возможное объединение энергоактивов «Газпрома» и «КЭС-холдинга» (о котором они объявили 7 июля) привлекло внимание еще одной госкомпании – «Интер РАО», совет директоров которой до июня возглавлял вице-премьер Игорь Сечин. В пятницу предправления «Интер РАО» Борис Ковальчук встретился с главой «Газпрома» Алексеем Миллером и обсудил взаимодействие компаний в электроэнергетике, сообщил «Газпром». Детали переговоров стороны не комментируют. Но интерес «Интер РАО» абсолютно понятен, говорит источник в «Газпроме»: «Интер РАО» хочет получить контроль в одной из структур КЭС – ТГК-6 или ТГК-7 (сейчас у госкомпании там только блокпакеты). А после объявления о возможном поглощении КЭС со стороны «Газпрома» «Интер РАО» заволновалась: как бы в процессе объединения не были ущемлены ее интересы, добавляет другой сотрудник монополии. Именно поэтому, скорее всего, Ковальчук встречался с Миллером до ухода последнего в отпуск. Хотя, возможно, «Интер РАО» всполошилась зря. Дойдут ли КЭС и «Газпром» до сделки, пока не ясно. Руководитель ФАС Игорь Артемьев назвал ее «нежелательной», а вот Сечин – «неплохой».

Прибыль – не главное

Groupon – крупнейший в интернете сервис, помогающий пользователям объединяться в группы и покупать товары и услуги со скидками, – готова к IPO. Само по себе это событие ожидалось давно, но вот некоторые детали, которые компания рассказала о себе в предварительном проспекте, стали неожиданными. Например, выяснилось, что компания, рассчитывающая на оценку в $15–25 млрд (такие цифры называли весной источники Bloomberg и Reuters), глубоко убыточна. Прошлый год она завершила с убытком в $456,3 млн при выручке в $713,4 млн. Правда, выручка стремительно растет: в 2010 г. она увеличилась в 23,4 раза, а в I квартале 2011 г. – в 14,6 (к тому же периоду 2010 г.). База пользователей Groupon с марта 2010 г. по март 2011 г. расширилась в 24 раза – с 3,4 млн до 83,1 млн. Чтобы так расти, необходимо активно вкладываться в развитие, так что убытки не удивляют. Но вопрос – в какие сроки компания начнет приносить акционерам возврат на вложенный капитал? А ведь именно от этого обычно зависит оценка бизнеса. Однако в интернете, похоже, все иначе: здесь инвесторы почему-то верят в способность быстро растущих компаний стать финансово успешными. Например, убыточную, как и Groupon, китайскую социальную сеть Renren, разместившую акции на Нью-Йоркской фондовой бирже в начале мая 2011 г., рынок оценил в первый день торгов в 100 прошлогодних выручек!

Упреждающий удар

России необходимо больше рекламировать сельскохозяйственную продукцию на международных рынках, заявил первый вице-премьер Виктор Зубков (цитата по «Прайм») на заседании центрального совета Российского аграрного движения. «Нужна хорошая реклама нашим сырам, мясу, мясу птицы, в том числе мясу индейки», – раскрыл свою мысль первый вице-премьер. Заняться этим Зубков предложил специальному подразделению Минсельхоза. Пока главная статья российского сельскохозяйственного экспорта – зерно и продукты его переработки. Но уже в ближайшие годы производители, например, мяса птицы смогут начать экспорт. На внешних рынках государственная протекция в продвижении продукции им бы пригодилась. Правда, возможно, не в виде прямой рекламы – она будет бесполезна, если российская продукция не сможет попасть на полки, например, европейских магазинов из-за очень сложной процедуры получения сертификатов качества и безопасности. А пока чиновники готовят рекламу на перспективу, главным аргументом российских экспортеров остается цена: например, на прошлой неделе поставщики российской пшеницы победили на тендере в Египте с ценой $245,59–247,25 за тонну, тогда как французская предлагалась по $279, а канадская – по $299 (данные Reuters).