Экономная "Радуга"

Крупнейшие аптечные операторы увлеклись развитием сетей экономформата. Сеть «Радуга», входящая в группу «Роста», начала развивать сеть дискаунтеров в Петербурге

ООО «Роста»

Оператор аптечной сети «Радуга». Совладельцы (данные ЕГРЮЛ на 14 января 2011 г.) – Илья Григорьев (99%), Александр Семенюк (1%). Финансовые показатели (РСБУ, 2010 г.): выручка – 2,26 млрд руб., чистая прибыль – 1,63 млрд руб.

С 10 июля восемь аптек, расположенных в торговых центрах «Карусель» в Петербурге, переоборудованы под новый формат и работают под вывеской «Радуга эконом». До конца августа в формате «Радуга эконом» начнут работать еще четыре аптеки, сказал представитель «Росты». По его словам, компания тестирует новый формат в Петербурге, дальнейшие планы по развитию формата в Москве и регионах зависят от показателей первых аптек. Параллельно компания будет развивать и сеть «Радуга».

В «Радуга эконом», как указано в сообщении компании, обеспечены «низкие цены на важнейшие лекарства». Насколько различаются цены в обычных и «экономичных» «Радугах», представитель «Росты» не сообщил. Корреспондент «Ведомостей», позвонив в петербургскую «Радугу» и «Радуга эконом», выяснил, что, например, на мезим (20 таблеток) цена различается примерно на 15%: 69,9 против 61 руб.

Переоборудование одной точки может стоить как минимум 200 000–300 000 руб., оценивает Евгений Богданов, гендиректор ОАО «Фармация».

За последние месяцы форматом недорогих аптек заинтересовались сразу несколько крупных игроков.

В прошлом году сеть дискаунтеров «Будь здоров!» параллельно со своей основной сетью «Ригла» запустила группа «Протек». Сейчас «Будь здоров!» включает больше 80 точек. Одна из отличительных черт «Будь здоров!» – закрытый формат торговли при сравнительно небольшой площади, указывает «Протек» в отчете за 2010 г. Мультиформатность позволяет сохранить доходность за счет увеличения оборота при более низкой наценке, объясняет представитель «Протека». По его словам, выбор формата, в котором будет работать аптека, зависит от конкурентного окружения, трафика и проч. В годовом отчете «Протек» писал, что закрытая выкладка дает более широкие возможности размещения аптек, прежде всего в местах с меньшей проходимостью в городах и в менее крупных населенных пунктах; открытая – при размещении в торговых центрах и объектах стрит-ритейла центра города.

Также в прошлом году об открытии аптек-дискаунтеров под брендом «Экономь!» объявил «Фармакор», в этом году «Первая помощь» запустила сеть экономкласса «Ленинградские аптеки».

Диверсификация позволяет игрокам расширить круг лояльных покупателей: они ориентированы на менее платежеспособную аудиторию – в кризис сети столкнулись с падением размера среднего чека и рынок до сих пор не достиг докризисных показателей, объясняет директор аналитической компании Cegedim Strategic Data Давид Мелик-Гусейнов. Рентабельность аптек-дискаунтеров выше в среднем на 1,5–2% при средней рентабельности по отрасли в 2%, продолжает эксперт: дискаунтеры снижают цены на недорогие и ходовые препараты (таких единицы), а зарабатывают за счет оборота и меньших затрат на аренду. Непонятно, за счет чего новая сеть будет поддерживать низкие цены и зарабатывать, говорит Богданов: наценки на лекарства в среднем не превышают 20%, а на препараты из списка жизненно важных – 7–12%.

Крупнейшему по числу точек игроку – сети «36,6» формат дискаунтеров неинтересен, сказал представитель компании.