В Московском доме фотографии показывают плоды досоветского коллективного творчества

В Московском доме фотографии показывают выставку, посвященную российским фотографическим сообществам. Знакомую классику приятно оттеняют наивные и смешные снимки
Александр Усов МАММ

Из пояснений к выставке

За фотографами следили не только в советские времена. В 1862 г. фотографические ателье приравниваются к типографиям, деятельность которых строго регламентировалась, а за их владельцами устанавливался постоянный контроль. Министерство внутренних дел обязало владельцев фотомастерских вести учетные книги с пронумерованными образцами всех снимков – считалось, что на случай розыска преступников.

Замысел выставки «Из истории российской фотографии» не сразу открывается. Тем более что две ее части – «Русское фотографическое общество 1890–1930» и «Союз фотохудожников России (с 1991 года)» – разделены этажом, где идет совсем другая выставка – привозная и образцовая «Не только мода», и соседство с ней, безупречной, трудно выдержать. На ее фоне обычные местные огрехи – однообразный масштаб снимков и их стандартное оформление – становятся нестерпимыми. А жаль, выставка задумана и собрана осмысленно и даже тонко.

Идея показать российскую фотографию, минуя советский период, неплоха. При коммунистах фотография оценивалась по понятным критериям (тогда на все вопросы имелись правильные ответы) и должна была быть определенно эмоционально окрашена: героически, оптимистически или со светлой грустью. Ну и, конечно, технически хорошо выполнена. Никто не спорит, что в этих рамках создавались великолепные, оставшиеся в памяти и истории снимки. Но выставка посвящена как раз не советским (фактически, не по времени) фотографам, для которых не было единственно верных ответов, все время искавшим, что снимать и как именно.

На выставке фотографии подобраны не по результату, а по поиску, брали не того, у кого лучше вышло, а того, кто смелее искал. И хотя представлены в основном известные российские дореволюционные фотографы и те, кто в 80-е громко о себе заявил, технически несовершенные и даже неудачные снимки на этот раз попали в экспозицию и очень ее украсили. А нелепый, наивный и смешной фотоколлаж Алексея Миловского «Бегство» (женский торс как берег, у которого в волнах тонет мужская голова) даже стал визитной карточкой выставки.

Дореволюционный период плюс пикториалисты, снимавшие по-старому художественно и при новом режиме, представлен предсказуемо: нежно расплывчатые русские пейзажи Сергея Лобовикова и Василия Улитина, символические портреты Николая Свищева-Паоло, соблазнительные обнаженные Александра Гринберга. К старой классике добавлены не такие засмотренные, хотя тоже известные фотографии из Исторического музея, где запечатлено, например, большое московское наводнение 1908 г.

Постсоветский раздел куда разнообразнее, хотя и здесь достаточно глаз намозолившего. Лирический «Полет» Сергея Борисова – застигнутый в прыжке на парапете Крымского моста юноша – стал символом времени перемен, когда все как будто воспарили. Много раз видены и развалины советских памятников, без сожаления исследованные Игорем Мухиным, и гнусные коммуналки Евгения Мохорева, и лирические изыски Александра Слюсарева.

Но среди заслужившей почет перестроечной классики находятся и снимки провинциальных фотографов. Больше всего повезло Андрею Оглезневу из Благовещенска – он заснял Александра Солженицына во время возвращения на родину, когда великий писатель и исторический деятель, с виду мужик мужиком, словно приплясывая, топает по деревенской травке вдоль берега мутной речки и хилых домишек. Эта простоватая фотография хороша, даже если не узнаешь ее героя, и, глядя на нее, в который раз понимаешь, что нет рецептов, обаяние не просчитаешь и фотоудача может быть у каждого.