Вектор


Машина маркетинга

Сотовые операторы становятся по-настоящему высокотехнологичными компаниями. Как и поисковые системы, такие как «Яндекс» или Google, они начинают использовать контекстные технологии. МТС, например, внедрила у себя автоматизированную маркетинговую систему: она анализирует, как часто и кому звонит подписчик, какими дополнительными услугами пользуется и т. п. А при звонке абонента в call-центр машина определяет, какие дополнительные сервисы оператор может предложить клиенту. К примеру, если вы звоните в компанию и просите подключить международный роуминг (а робот при этом вычислил, что вы часто выходите в интернет с мобильного телефона), оператор, «проинструктированный» системой, порекомендует вам включить интернет-роуминг.

Насколько эффективна маркетинговая машина, предугадывающая желания абонента, – спорный вопрос. Клиенты не любят платить больше, знает любой продавец товаров и услуг. Скорее всего, пользуясь европейской разработкой, уговорить российского абонента будет сложнее, чем западного, – их платежеспособность несопоставима. Неправильно рассчитанный таргетинг также может сыграть злую шутку с оператором – предложения не очень нужных или ненужных вовсе услуг могут в конце концов довести абонента до белого каления.

Шанс для иностранцев

Минфин подготовил поправки в закон о страховом деле, увеличивающие размер квоты участия иностранных инвесторов и их «дочек» в капитале российской страховой отрасли. Сейчас она составляет 25% от совокупного уставного капитала, министерство предлагает увеличить ее до 50%. Квота в 25% выбрана, и идею ее увеличения публично поддерживали и руководитель ФСФР Дмитрий Панкин, и замминистра финансов Алексей Саватюгин.

При этом проблема исчерпания квоты не надуманная, как это могло показаться раньше. Отдельные «дочки» иностранных компаний, у которых есть и деньги, и желание увеличить капитал, сейчас не могут это сделать, хотя и должны – с 1 января 2012 г. уставные капиталы всех страховщиков должны отвечать новым требованиям закона. Например, столкнулась с проблемой исчерпания квоты компания «Сожекап страхование жизни» из группы Societe Generale. Что делать, если до 1 января страховщик не сможет нарастить капитал, непонятно. В подвисшем состоянии и другие «дочки» иностранных игроков: с капиталом у них сейчас все нормально, но как быть, когда придет пора его увеличивать?

Остается надеяться, что поправки Минфина будут приняты быстро и иностранцы вздохнут с облегчением. Все-таки нехорошо получается, когда одной рукой Россия строит международный финансовый центр, а другой – возводит забор для инвесторов, которых привлекает в страну.

Сэкономить на деревне

Агрохолдингам, похоже, пора готовиться к прощанию с фактически бесплатными инвестиционными кредитами. Минфин хочет снизить размер субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам для АПК, передал «Интерфакс» со ссылкой на замминистра финансов Александра Новака. Сейчас субсидии федерального и региональных бюджетов по таким кредитам доходят до 100% ставки рефинансирования ЦБ. И многие бизнесмены от села признаются, что в последние годы начинали новые проекты во многом потому, что деньги на них практически бесплатные. Для государства же субсидирование процентной ставки по инвесткредитам едва ли не самый любимый метод поддержки АПК: в этом году 68% от всех выделенных по госпрограмме поддержки АПК 118 млрд руб. пойдет на субсидирование ставок по кредитам. Эти субсидии – мощное подспорье и для самих компаний: доля господдержки в выручке «Русагро» за 2010 г. – 3,6%, «Черкизово» – 4,9%. Минсельхоз – на стороне агробизнеса. Но Минфин поддерживает Минэкономразвития, рассказывает чиновник одного из заинтересованных ведомств. Минфину и Минэкономразвития, по его словам, при подготовке бюджета-2012 «отстоять эту тему не удалось», но они «надеются вернуться к ней после выборов».

Как обезопасить РЖД

В прошлом году РЖД потратила более 2 млрд руб. на вознаграждения 119 000 работников (в среднем по 16 000 руб. на человека), отвечающих за обеспечение безопасности движения поездов, говорится в годовом отчете госкомпании. Еще 184 человека получили знак «За безопасность движения» и премию в 12 000 руб. Таким образом РЖД мотивирует персонал быть более старательным и бдительным. За каждую выявленную неполадку, которая могла бы привести к негативным последствиям, выплачивается премия. Причем не только тем, кто непосредственно отвечает за безопасность, но и любому сотруднику, объясняет представитель РЖД. По его словам, такая практика существует еще со времен МПС. От года к году расходы на вознаграждения работников растут. Увеличивается и бюджет на безопасность: в 2010 г. он составил 10,9 млрд руб. Почти 5400 объектов РЖД передала под охрану специальным агентствам; а наиболее криминогенные участки железной дороги курировали группы из работников ведомственной охраны и сотрудников транспортной милиции. Вот, правда, статистика не очень радует. Так, в 2010 г. количество нарушений безопасности движения возросло к уровню 2009 г. на 5%, а число актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта – на 17,7%, отмечается в отчете РЖД.