В обход почты

Otto Group, второй по выручке оператор посылочной торговли в мире, развивает собственную сеть доставки в России

С «Почтой России» работать трудно, жаловался в интервью «Ведомостям» осенью 2010 г. член правления Otto Group Александр Биркен, курирующий бизнес в России. Поэтому компания приняла решение до конца 2011 г. только в Москве открыть до 400 пунктов выдачи заказов (ПВЗ), сообщил «Ведомостям» представитель Otto Group. До 2014 г. планируется довести сеть примерно до 1500 пунктов в 44 российских городах, говорит представитель партнера Otto в этом проекте – компании DPD.

Без «Почты России» никуда

Большая часть покупок по-прежнему доставляется через «Почту России», прежде всего из-за ее огромной сети покрытия, говорит представитель Otto Group. В первом полугодии 2011 г. число посылок в системе «Почты России» выросло на 23% и «существенную долю» этого прироста обеспечили заказы клиентов Otto Group, сообщила пресс-служба «Почты России». «Почта России» даже гипотетически не может представить ситуацию, чтобы обе компании прекратили сотрудничество, без почтового оператора федерального уровня торговля по каталогам и через интернет затруднительна», – говорится в ответе «Почты России».

Otto Group

Торгово-посылочная компания. Финансовые показатели (2010/11 финансовый год, закончившийся 28 февраля 2011 г., данные компании): Выручка – 11,4 млрд евро, Чистая прибыль – 181 млн евро, выручка в России – 349 млн евро. 100% контролируется семьей Отто.

Развивать альтернативную доставку Otto через свое логистическое подразделение Hermes начала в России в 2009 г.: совместно с международной службой экспресс-доставки посылок DPD она запустила пилотный проект, открыв пять пунктов выдачи заказов. DPD Russia и Hermes Europe подписали соглашение о создании объединенной компании на паритетных началах – ООО «В2С» (сейчас, по данным СПАРК, 100% долей компании принадлежит структурам DPD), которое «находится в процессе формирования», сообщил представитель DPD.

По данным сайта В2С, сейчас в Москве и области работает больше 50 ПВЗ под брендом Hermes-DPD, в Санкт-Петербурге – 26, в Екатеринбурге – 17, в Новосибирске – 11. Они расположены в торговых центрах, сетях фото- и мобильной аппаратуры. Среди партнеров на сайте названы сеть магазинов «Магнолия», фотомагазины «Риан-фото», салоны связи МТС – всего 10 компаний. МТС, рассказывает ее представитель Валерия Кузьменко, пока сотрудничает с Hermes-DPD только в Москве. Клиент, по ее словам, может получить заказ в нескольких салонах МТС (их число она не назвала), здесь же он может оплатить покупку.

Благодаря независимой от «Почты России» системе сроки доставки в регионы сократились до нескольких дней, а по Москве – вплоть до одного дня, говорит представитель Otto Group. В перспективе все российские проекты дистанционной торговли Otto Group (в том числе Quelle, ShopdeLuxe и др.) перейдут на сотрудничество с Hermes-DPD, продолжает он.

Системы альтернативной доставки создают многие крупные операторы дистанционной торговли. Например, агентская сеть выдачи заказов Ozon.ru покрывает 97 российских городов, что позволяет сократить сроки доставки до 4–5 дней в среднем по стране против нескольких недель при доставке «Почтой России», рассказывает представитель компании Михаил Осин. Ozon.ru тоже сотрудничает с салонами связи и фотомагазинами, где можно получить заказ: это позволяет расширить сеть присутствия компании и стать доступнее для клиента, что увеличивает частоту покупок, продолжает Осин.