Выставка Хаима Сокола "Свидетель" о гастарбайтерах

«Свидетель» Хаима Сокола – редкий случай социально ориентированной и совестливой выставки художника, почувствовавшего себя эмигрантом и оборотнем
на выставке неуютно, но просторно/ А.Аникина

Гастарбайтеры – популярные герои современного искусства. В щетинистые лица мужчин в оранжевом регулярно всматриваются фотографы, их портреты пишут художники, не находящие других моделей, группа Tajiks art воспроизводит с помощью наемных рабочих знаменитые перформансы. Но все это плоды отношения к эмигрантам как к чужим, хотя и привычным, а то и просто обычное к ним отношение как к дешевой рабсиле.

Хаим Сокол нравственно пошел много дальше, объявив себя таким же, как они, поставил знак тождества между евреями, гастарбайтерами и бродячими собаками, ссылаясь на книгу итальянского социального философа Джорджо Агамбена.

Углубляться в философские рассуждения в газете неуместно, но и без Агамбена легко понять, что эмигранты живут в современном городе как евреи в гетто, бесправные, словно бездомные собаки, и что такая «голая», биологическая, жизнь не кончилась после Освенцима. Единственное, что стоит добавить из письменных объяснений художника к выставке, – это замечание об амбивалентности.

Об этом Хаим Сокол свидетельствовал в Галерее Гельмана на «Винзаводе» огромным полотнищем из мешковины с дыркой в виде карты СССР, видеоизображением бездомной собаки, групповым фотопортретом обернутых в мешковину узбеков на московских заработках, неоновой надписью по-немецки «Дезинфекция» – копией увиденной на двери душевой в Маутхаузене, железякой в форме знамени, лежащей перед старым телевизором, транслирующим короткий фрагмент советского фильма «Коммунист». А также длинным свитком строительного материала, на котором отпечатаны старые письма и случайные рисунки.

Хаим Сокол привязан к грубым фактурам, грязным холстам и чувствительным воспоминаниям. Одна из первых его работ – с хозяйственным мылом и цинковыми тазами – до сих пор помнится как воплощение сурового отчаяния. Не важно, что двигало им в работе последней, – моральное беспокойство и эмпатия или трезвая попытка вступить на поле социально-критического искусства, которое, как его ни сдабривают призывами критики левых взглядов, до сих пор пустует. Проблема, что образы и символы антигуманного социума в галерейном, хотя и суровом пространстве показались формальной бесстрастной иллюстрацией к горячему письменному высказыванию про собственные страхи и их социальное происхождение.