Джозеф Хименез: «Новый препарат может стоить до $2 млрд»

В России один из наиболее высоких в мире уровней смертности от предотвратимых сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Заняться этой проблемой с выгодой для себя решила корпорация Novartis
Е.Кузьмина

1984

работал на руководящих позициях в компаниях Clorox и ConAgra

2002

президент и гендиректор Heinz в Европе

2007

руководитель Novartis Consumer Health, затем руководитель Novartis Pharmaceuticals

2010

главный исполнительный директор Novartis

Концентрация на лекарствах

За год до образования Novartis из состава Sandoz выделена компания Clarian, специализирующаяся на производстве химической продукции для текстильной, печатной, горнодобывающей и металлургической отраслей. Спустя два года Clarian слилась с немецкой Hoechst. В 1997 г. из состава Novartis выделено промышленное отделение Ciba – Ciba Specialty Chemicals, которое в 2009 г. купила одна из ведущих химических компаний в мире – BASF.

Novartis

Фармацевтическая компания. Крупнейшие акционеры: Capital World Investors (4,62%), Emasan AG (3,3%), 14% – казначейские акции. Капитализация – $160,3 млрд. Финансовые показатели (МСФО, 2010 г.): выручка – $50,6 млрд, чистая прибыль – $9,97 млрд.

Инвестиции

Более $500 млн в течение пяти лет инвестирует Novartis в создание производства, партнерство по научным исследованиям и развитие системы здравоохранения в России. Такое решение в конце ноября 2010 г. принял совет директоров компании.

Швейцарская Novartis появилась на фармацевтическом рынке относительно недавно – в 1996 г., после слияния Ciba-Geigy и Sandoz. История этих швейцарских фирм началась еще в XVIII–XIX вв., но производить лекарства они стали не сразу. Geigy c середины XVIII в. продавала химикаты, краски и лекарства. Ciba (аббревиатура от «Компания химической промышленности Базеля»), созданная в 1859 г., производила фуксин для окрашивания шелка. А «Химическая фабрика Керн и Сандоз», названная так по имени ее основателей, с 1886 г. занималась производством красителей и выпустила первую фармацевтическую субстанцию – жаропонижающее средство антипирин спустя девять лет после своего открытия. В 1900 г. первые лекарства произвела Ciba (в 1909 г. она открыла фабрику в Москве). У Geigy фармацевтический отдел появился в 1938 г.

В 1970 г. после слияния Ciba и Geigy образовалась Ciba-Geigy, которая в 1996 г. объединилась с Sandoz. Так появилась Novartis.

В прошлом году в мировом рейтинге фармацевтических корпораций, составленном международной аналитической компанией IMS, Novartis занимала вторую строчку (первая – Pfizer). По оценкам самой компании, лекарства и вакцины Novartis в 2010 г. использовали более 913 млн человек по всему миру. В интервью «Ведомостям» главный исполнительный директор Novartis Джозеф Хименез рассказал, как с кризисом изменился мировой фармрынок и почему локальным компаниям легче сотрудничать с местными властями.

– О планах по строительству завода Novartis объявила еще три года назад, но площадку выбрала лишь в конце прошлого года. С чем связан столь долгий поиск площадки?

– Потребовалось время, чтобы провести необходимую подготовительную работу и утвердить инвестиционный план. При организации любого производства Novartis мы тщательно подбираем площадки, и здесь важными являются такие факторы, как наличие местных квалифицированных кадров, поддержка местного правительства и удобство местоположения будущего завода. Также мы должны были принять решение, какого рода препараты мы хотим производить в России. В итоге мы выбрали Санкт-Петербург, поскольку этот город в полной мере соответствует всем вышеописанным критериям. Теперь мы приступаем к строительству. Мы решили, что на первом этапе будем производить в России твердые формы – таблетки, капсулы, порошки. Позднее можем начать производство других лекарственных форм. Полученный участок, площадь которого составляет около 10 га, позволит в будущем расширить производство.

– Вы лично принимали участие в поиске площадки?

– Да. Я определил параметры, в соответствии с которыми нужно было выбирать площадку. Она, например, должна быть обеспечена инфраструктурой и дорогами. Как я уже говорил, одним из ключевых критериев было наличие в регионе высокопрофессиональных кадров, которые могли бы работать на нашем предприятии. Но главным была поддержка и заинтересованность местных властей. Губернатор [Валентина] Матвиенко проявила высокую заинтересованность, и мы вместе проработали проект таким образом, чтобы наши инвестиции в Санкт-Петербурге были выгодными как для Novartis, так и для России.

– Какой объем препаратов от общего объема продаж в России планируете производить на заводе в Санкт-Петербурге?

– К моменту выхода на полную производственную мощность в 2014 г. завод в Санкт-Петербурге будет производить около 1,5 млрд единиц продукции в год, или почти 50% от общего объема наших продаж в России. Со временем за счет расширения производства мы планируем довести эту цифру до 100%.

– Недавно премьер-министр Владимир Путин заявил, что Россия будет сокращать импорт, но поддерживать компании, локализующие производство. Не считаете ли такие слова неким шантажом со стороны властей?

– Это правда, что с недавних пор российское правительство взяло курс на поддержку локального производителя и стимулирование компаний на достижение статуса локального производителя, однако мы не чувствовали никакого давления со стороны властей. Решение локализовать производство в России мы приняли, чтобы реализовать имеющуюся значительную потребность в медицинской помощи в стране. Кроме того, на решение повлияли благоприятный инвестиционный климат в России, а также богатая история научных и исследовательских разработок, растущий кадровой потенциал и быстро восстанавливающаяся экономика страны.

– Позволит ли строительство завода в России сократить издержки и снизить цены на продукцию?

– Да, есть ряд преференций, которые может получить иностранная компания, организующая производство на территории России. Например, при размещении производства и НИОКР в особых экономических зонах (ОЭЗ) резиденты освобождаются от налога на землю, имущество и транспорт сроком на пять и более лет. Также, как нам известно, на территориях ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны. Все это позволит нам сократить затраты при производстве лекарственных препаратов в России и в конечном счете снизить цены на них.

– А если говорить о неудовлетворенной потребности россиян в медицинской помощи, что может сделать Novartis?

– В России достаточно высокий уровень смертности от предотвратимых заболеваний, включая один из наиболее высоких в мире уровней смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Например, 57% смертей в России приходится на сердечно-сосудистые заболевания. Многие из них можно излечить или предотвратить. Поэтому в нескольких российских регионах мы начали работу, направленную на профилактику, диагностику и лечение этих заболеваний. Этот шаг положительно скажется и на российских пациентах, и на российской системе здравоохранения, поскольку снижение уровня заболеваемости способствует сокращению бюджетных издержек. Также мы ведем работу по созданию научно-исследовательских партнерств с российскими университетами, научными центрами и частным бизнесом, направленных на разработку новых лекарственных средств для российских пациентов.

– Но то же самое вы могли делать, импортируя лекарства...

– Да, но я надеюсь, что через 10 лет Novartis станет ведущим партнером российского правительства в укреплении системы здравоохранения и улучшении состояния здоровья пациентов. И только локализуясь, имея собственное производство, мы сможем решить эту задачу.

– Что даст вам статус локального производителя?

– С одной стороны, правительство предлагает определенные преференции компаниям, локализующим производство в России, которые будут распространяться и на нашу компанию. Я имею в виду ОЭЗ, где мы строим завод. С другой – локальным компаниям легче сотрудничать с местными органами управления. Поэтому, на наш взгляд, партнерство, которое мы сейчас выстраиваем с региональными и федеральными властями, важно не только для государства, но и для нас. Мы верим в стратегическое взаимовыгодное партнерство, а не в краткосрочный рост продаж. Все это полностью соответствует стремлению российского правительства увеличить долю жизненно важных лекарств, производимых на территории России.

– Почему локальным компаниям проще сотрудничать с властями? Вопрос в недоверии? В том, что локальным компаниям проще попасть в госзакупки?

– Это не касается тендеров – в них сильная конкуренция. Региональные власти для решения стоящих перед ними задач укрепления системы здравоохранения в России будут обращаться к локальным компаниям, поскольку они лучше знают потребности и особенности здравоохранения регионов.

– В вашей биографии указано, что вы занимались преобразованием портфеля препаратов компании, чтобы достичь баланса между выпуском продукции для массового рынка и специализированных лекарств. Что это значит?

– Исторически фармацевтическая индустрия в целом фокусировалась на препаратах для массового рынка, т. е. предназначенных для лечения наиболее распространенных заболеваний. Стратегия Novartis – поддерживать продуктовый портфель, соблюдая баланс между лекарствами для массового рынка и специализированными препаратами для лечения заболеваний, которыми болеет небольшое число пациентов.

Многие из наших последних лончей (запуск на рынок новых продуктов. – «Ведомости») – в сфере специализированных лекарств. И сейчас в нашем портфеле появляется все больше препаратов для лечения специализированных заболеваний. Например, мы разработали инновационный пероральный препарат для лечения ремитирующего рассеянного склероза. Россия стала первой страной, которая одобрила данную терапию в сентябре 2010 г., а сегодня она используется для лечения и в США, и в ЕС, а также в Австралии и Швейцарии.

– С чем связано решение развивать специализированное направление?

– Глобальный фармацевтический рынок быстро меняется, так как многие из широко распространенных заболеваний находят или уже нашли свои терапевтические решения. Это привело к тому, что подходы к НИОКР за последнее десятилетие изменились, сфокусировавшись на разработке более адресных специализированных терапий. Без сомнения, мы сохраним свои позиции по препаратам для массового рынка, но специализированные лекарства продолжат дополнять наш портфель.

– На ваш взгляд, какое соотношение дженериков и оригинальных препаратов в портфеле оптимально?

– Многие люди задают вопрос: как в портфеле Novartis могут быть и дженерики, и оригинальные препараты? Сейчас в нашем портфеле 75% оригинальных лекарств и 25% дженериков, но, на мой взгляд, оптимального соотношения не существует. Мы рассматриваем наши бизнесы в области дженериков и оригинальных препаратов как взаимодополняющие. Инновационные оригинальные препараты очень важны для компании и пациентов, они ведут к развитию инноваций, поскольку мы реинвестируем прибыль в НИОКР. В то же время дженерики – ключевая составная часть нашей стратегии роста, поскольку глобальный рынок дженериков продолжает расти, особенно в условиях продолжающейся финансовой рецессии и усиливающегося давления со стороны регулирующих органов на ценообразование и сдерживания цен на фармацевтическом рынке.

– С выходом дженериков оригинальных препаратов вы теряете в продажах...

– Конечно, конкуренция с дженериками снижает наши продажи оригинальных препаратов. Но мы компенсируем потери за счет диверсификации нашего продуктового портфеля, нацеленного на обеспечение потребностей различных групп пациентов и общества.

– Сколько времени занимает разработка и вывод на рынок нового препарата?

– Сейчас срок вывода на рынок и цена разработки нового препарата увеличиваются из-за растущих издержек НИОКР, повышающихся требований к проведению клинических испытаний и высокой частоты неудач. Сегодня с момента изобретения до выхода на рынок может пройти до 10 лет. А стоит [разработка и внедрение нового препарата] до $2 млрд.

– В профиле Novartis среди стран, в которых компания проводит исследования, нет России. Интересна ли вам наша страна с точки зрения развития инноваций?

– Несмотря на то что сегодня в России у нас нет полноценного R&D-центра, мы продолжаем работать с государством по расширению наших инвестиций в научные исследования и разработки, а также в совместные инициативы по модернизации системы здравоохранения. Например, мы сотрудничаем со многими российскими университетами, исследовательскими центрами и компаниями с достаточным научным потенциалом, которым мы можем предоставить лицензию на разработку молекул Novartis, а также ведем поиск многообещающих препаратов-кандидатов в российском научном сообществе. В России мы также удваиваем наши инвестиции в проведение клинических исследований. К 2013 г. в них примут участие примерно 4000 россиян.

– Как отрасль пережила кризис?

– С началом кризиса во всех странах мы ощутили большое давление властей с точки зрения ценообразования. Во многих странах нам пришлось пойти на резкое сокращение расходов и переоценку рыночной стратегии, фокусируясь в первую очередь на результатах лечения. Мы сделали ставку на развитие взаимодействия с ключевыми партнерами, включая государство, страховые агентства и ассоциации врачей, для повышения эффективности и качества лечения. К примеру, в некоторых странах мы внедряем так называемые партнерства с разделом риска с правительством и регулирующими органами. В Великобритании мы работали с NICE [National Institute for Health and Clinical Excellence] над разработкой новой ценовой модели для нашего препарата луцентис (нормализует толщину сетчатки. – «Ведомости»). NHS [National Health Service, британское министерство здравоохранения] покрывало затраты на первые 14 инъекций луцентиса в каждый глаз пациента, у которого наблюдалась влажная возрастная макулярная дегенерация, в то время как Novartis оплачивала все остальное лечение, если оно требовалось.

– О каком давлении в сфере ценообразования на компании вы говорите?

– В разных странах оно проявлялось по-разному. Например, в Турции государство снизило цены на лекарства всех производителей. В Греции цены на лекарства были снижены в среднем более чем на 20%. И в России тоже были введены ценовые ограничения. Я думаю, теперь ценовое давление – норма для фармацевтической индустрии во многих странах. Тем не менее мы продолжим работать с партнерами и клиентами, сконцентрировавшись на улучшении результатов лечения не столько за счет продажи лекарств, сколько благодаря предложению комплексного пакета продуктов и услуг для пациентов.

– Вы возглавили компанию в 2010 г. Что считаете главным достижением на этом посту?

– Первое, что бы я отметил, – приобретение офтальмологической компании Alcon. С ее покупкой Novartis стала мировым лидером в быстро растущем сегменте рынка охраны зрения. Вместе мы сможем разрабатывать прорывные инновации для лечения таких глазных заболеваний, как влажная возрастная макулярная дегенерация, глазные аллергии, инфекции, воспаления, синдром сухого глаза и глаукома. Это также позволит нам укрепить наши связи с партнерами и клиентами, так как наш объединенный портфель препаратов покрывает полный спектр охраны зрения. Второе – тот факт, что все подразделения продолжают вносить свой вклад в общий рост компании. Мы добились таких результатов благодаря нашему диверсифицированному и сбалансированному продуктовому портфелю и растущему присутствию на таких быстро развивающихся рынках, как, например, Россия. Я очень горжусь многими инновационными достижениями, которые совершила компания за прошедший год и которые в сочетании с нашим сильным портфелем делают нас готовыми к дальнейшему росту.

– Над чем сейчас работаете?

– Приоритетом является разработка инновационных препаратов, которые будут определять рост компании в будущем. Сегодня препараты, выведенные на рынок начиная с 2007 г., являются основным акселератором роста Novartis, составляя около 26% от наших продаж. Продолжая «омолаживать» наш портфель, мы создаем предпосылки для успеха в будущем, так как это позволяет нам преодолеть трудности, связанные с выходом ряда наших препаратов из-под патентной защиты, а также поддерживать конкурентные преимущества на быстро меняющемся рынке здравоохранения.