Деление почкованием

Изменения в закон о НПФ позволят фондам не только объединиться, но и разделиться на несколько. Участники рынка недоумевают, зачем нужна такая процедура

Поправки в закон «О негосударственных пенсионных фондах» и ст. 60 Гражданского кодекса предложил депутат Госдумы Ильдар Габдрахманов. Они систематизируют процессы реорганизации НПФ и позволяют им проходить процедуру выделения. Ранее не было алгоритмов обеспечения непрерывной деятельности фондов в процессе и по итогам реорганизации, отмечает депутат в пояснительной записке к законопроекту.

Выделение одного фонда из другого не запрещено законом, но на практике невозможно, отмечают участники рынка. Разделение, когда из одного НПФ возникает два новых фонда, и выделение, когда новым юрлицом становится только выделяемый фонд, не проводилось. В законе нет четкой инструкции, как проводить выделение, непонятно, кто становится учредителем выделяемого фонда, отмечает предправления НПФ «Первый национальный» Виталий Плотников. Кроме того, закон не блокирует возможность «сброса» плохих активов в выделяемый фонд, говорится в его замечаниях к законопроекту, подготовленных по просьбе ПФР.

«Когда фонд почкуется, в течение нескольких месяцев у выделяемого фонда нет лицензии, а обязательства перед клиентами уже переданы», – продолжает Плотников. Кроме того, дочерний фонд не может заниматься обязательным пенсионным страхованием (ОПС), для этого необходимо в течение двух лет обслуживать не менее 20 000 счетов, объясняет он.

Поправки инициированы НПФ «Лукойл-гарант», подтвердил сотрудник фонда. Сам он пока не планирует почкование, уверяет президент НПФ «Лукойл-гарант» Сергей Эрлик. Зачем фонду это нужно, он не объяснил.

Сейчас невозможно определить, какой фонд является должником по обязательствам негосударственного пенсионного обеспечения и ОПС, пишет Габдрахманов в пояснительной записке. Изменения в законе должны решить проблему. «Действие лицензии фонда, к которому присоединяется или из состава которого выделяется другой фонд, не прекращается», – говорится в законопроекте. Фонд, возникший в результате выделения, автоматически получает разрешение на деятельность по ОПС, если на это имел лицензию материнский фонд, следует из законопроекта.

«Почкование рынку НПФ не нужно, фонды стремятся к укрупнению», – говорит Плотников. Бизнес НПФ не может быть мелким, при небольшой клиентуре сложно выдержать все требования, установленные государством для НПФ, соглашается президент НПФ Сбербанка Галина Морозова. Фонды настроены на работу с накопительной частью пенсии, с физлицами, с точки зрения актуарного и финансового равновесия НПФ его выделение или разделение бессмысленно, считает исполнительный директор НПФ «Нефтегарант» Юрий Охлопков. При укрупнении фонд управляет большим количеством пенсионных накоплений, сокращаются издержки, фонд занимает большую долю на рынке, это выгодно, заключает Охлопков.