Экспатов снимут с трубы

Расширение КТК опять дорожает. Иностранные участники консорциума с этим не согласны. Но «Транснефть» в ответ предложила сэкономить за счет увольнения из КТК иностранцев и замены их россиянами
Bloomberg

КТК – символ успешного международного энергетического сотрудничества», – объявил месяц назад глава Минэнерго Сергей Шматко на запуске проекта расширения нефтепровода Тенгиз – Новороссийск (см. справку). Но акционеры проекта могли бы с этим не согласиться – российские и иностранные партнеры спорят об очередном увеличении расходов, рассказали «Ведомостям» два источника, близких к «Транснефти» и одному из акционеров КТК.

КТК

оператор нефтепровода Тенгиз – Новороссийск. нефтепровод соединяет месторождения запада Казахстана с российским побережьем Черного моря; общая протяженность – 1511 км, проектная мощность – 28,2 млн т нефти в год, утвержден план по его расширению до 67 млн т к 2014 г. (с возможностью роста до 76 млн). основные акционеры: Россия (31%, пакет в управлении «Транснефти»), Казахстан (20,75%), Chevron Caspian Pipeline Consortium Company (15%), Lukarco B.V. (12,5%), Mobil Caspian Pipeline Company, Rosneft – Shell Caspian Ventures (по 7,5%).

Камнем преткновения стали строительные контракты по российской части проекта. Они были подписаны 16 мая, но уже через три недели подрядчики потребовали пересмотреть условия договоров, следует из их писем (см. врез, копии есть у «Ведомостей») в «Черномортранснефть» («дочка» «Транснефти», управляет расширением КТК на российской территории). Причина – удорожание материалов и инфляция. В результате стоимость только строительных работ возросла на 534,8 млн руб. (+1,87%) до 29,2 млрд руб. (без НДС), говорится в письме «Черномортранснефти» в КТК и «Транснефть» (есть у «Ведомостей»). По смете, составленной меньше года назад, в конце 2010 г., «Гипровостокнефтью», эти работы оценивались почти в три раза дешевле – порядка 11 млрд руб., говорит источник, близкий к институту.

Для КТК это не первое удорожание: пять лет назад предполагалось, что расширение обойдется в $2 млрд. Нынешний бюджет – $5,6 млрд, следует из материалов КТК к майскому собранию акционеров (есть у «Ведомостей»). Это может отодвинуть окупаемость проекта за 2030 г., сетует один из собеседников «Ведомостей».

Источники «Ведомостей» утверждают, что «Транснефть» требования подрядчиков поддержала. А вот некоторые иностранные участники КТК выступили против. Тогда монополия предложила сократить расходы за счет увольнения из консорциума прикомандированных иностранцев и замены их на российских специалистов, чьи зарплаты гораздо ниже. По словам собеседников «Ведомостей», прикомандированных в КТК более 20 человек, включая первого заместителя гендиректора Денниса Фахи (представитель Chevron). 90% прикомандированных – представители зарубежных компаний, говорит источник, близкий к «Транснефти». В среднем их зарплаты – порядка $50 000 в месяц плюс расходы на медицинскую страховку. По соглашению акционеров вакантные места займут представители «Транснефти».

Ожидаемый размер экономии собеседники «Ведомостей» не называют. Однако доходы генерального директора КТК Николая Платонова, возможно, не ниже, чем у экспатов, – 1,48 млн руб. в месяц ($63 500 по вчерашнему курсу).

Эта сумма фигурировала как рекомендация в прошлогоднем письме члена совета директоров КТК, директора департамента внешнеэкономических отношений «Транснефти» Сергея Ходырева (есть у «Ведомостей»), выдвинувшего Платонова на пост руководителя КТК.

Представители КТК, его крупнейших акционеров и подрядчиков от комментариев отказались.

Похожая тактика в отношении иностранных сотрудников использовалась в 2008 г. во время корпоративного конфликта акционеров ТНК-ВР: 148 прикомандированных иностранных сотрудников ТНК-BP лишились права работать в компании из-за обеспечительных мер, наложенных по иску миноритария ТНК-BP – ЗАО «Тетлис». Тогда же проблемы с получением разрешения на работу в Федеральной миграционной службе возникли даже у топ-менеджмента компании, включая главу ТНК-ВР Роберта Дадли.

Окончательное решение об увеличении стоимости подрядов еще не принято, говорят собеседники «Ведомостей». Но дожидаться согласия иностранных партнеров «Транснефти» необязательно, отмечает один из них: единоличное право утверждать контракты на сумму до $50 млн есть у Платонова.