Русский дух борется с акустикой

В крошечном французском городке Ла-Рок-д’Антерон в 31-й раз проходит крупнейший фестиваль фортепианной музыки – и, как обычно, с участием русских пианистов
пресс-служба

Представители русской школы участвуют в фестивале с самого его основания в 1981 г.: тогда здесь выступали Святослав Рихтер и Юрий Егоров (этого умершего от СПИДа пианиста-перебежчика на родине совершенно забыли, а на политкорректном Западе помнят: в Ла-Рок-д’Антероне его именем названа улица).

В этом году на фестивале представлены все поколения пианистов русской школы: от 26-летней лауреатки конкурса имени Шопена Юлианны Авдеевой до патриархов – Элисо Вирсаладзе и Дмитрия Башкирова, 80-летию которого будет посвящен один из ближайших концертов. В центре внимания, конечно, звезды мирового масштаба – Аркадий Володось, Борис Березовский и Николай Луганский.

Володось должен был играть на открытии фестиваля, но заболел отитом, поэтому его заменил Березовский. Через день Березовский снова вышел на сцену – теперь уже по плану – с Варшавским симфоническим оркестром под руководством Антони Вита. Хотя сейчас празднуется 200-летие со дня рождения Листа, признанный листовед выбрал редко исполняемый концерт Хачатуряна – и не прогадал. Это яркое произведение с эффектными этническими мелодиями Березовский сыграл со свойственным ему драйвом и тем самым если не победил главную беду фестиваля – акустику, то по крайней мере прекрасно вписал Хачатуряна в окружающую среду.

Конечно, акустика в той или иной степени проблема всех открытых концертных площадок. Но только в Ла-Рок-д’Антерон фортепиано – деликатный, богатый оттенками инструмент – сочетается с огромной аудиторией, более 2000 зрителей.

Нависшая над сценой акустическая раковина, перестроенная в 2007 г., возможно, улучшает ситуацию, но и она не способна заглушить уханье сов, завывание ветра и яростное стрекотание цикад. В этих звуках утонули все отличные от forte детали Второго концерта Рахманинова в исполнении Николая Луганского (с тем же польским оркестром и дирижером): от нежного дуэта фортепиано и флейты в Adagio осталось только мерцание. Остается надеяться, что на записи концерта, сделанной французским телевидением, тонкий лиризм Луганского проявится в полной мере.

Кроме главной площадки в парке Шато-де-Флоранс, фестивальные концерты проходят еще в девяти местах, включая музей Гране в Экс-ан-Провансе (цикл концертов «Воображаемый музыкальный музей») и заброшенный каменный карьер, где звучит фортепианный джаз. Ожидается, что в этом году на концертах фестиваля побывают 85 000 зрителей. Это много, учитывая, какой огромный выбор классики предлагает отдыхающим юг Франции: есть фестиваль Радио Франции в Монпелье, оперный фестиваль в Экс-ан-Провансе, старейший музыкальный фестиваль в Ментоне (его открывает вездесущий Березовский). Есть и новички: в этом году свои собственные фестивали решили провести еще два известных лазурнобережных курорта – Сен-Тропе и Сен-Поль-де-Ванс. Но фестиваль в Ла-Рок-д’Антероне на их фоне выгодно выделяется не только четкой концепцией, автором которой является директор знаменитых «Безумных дней Нанта» Рене Мартен, но и безупречной организацией. Чего стоит, например, традиция после каждого отделения вывешивать список произведений, исполненных на бис!.