Метро вместо дамбы

После завершения двух крупнейших проектов общей стоимостью 244 млрд руб. дорожные строители и производители стройматериалов переориентируются на ЗСД и развитие метро

Мегапроект завершен. 25,5

км – длина трассы комплекса защитных сооружений от Горской до Ломоносова

2

млн куб. м монолитного и сборного железобетона уложено в сооружение комплекса

23

млрд руб. выделено в городском бюджете этого года на строительство и ремонт дорог

В пятницу запуском двухкилометрового тоннеля под Финским заливом завершилось строительство комплекса защитных сооружений (КЗС) от наводнений. С 2006 г. федеральный бюджет потратил на проект 109 млрд руб. Тоннель замкнул также кольцевую автодорогу (КАД) стоимостью 135 млрд руб.

В проектировании и строительстве дамбы участвовали более 100 организаций. ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» выполнило на дамбе подрядные работы на $195 млн, говорит представитель корпорации Сергей Польский. ОАО «Метрострой» в 2006 г. получило контракт на завершение строительства судопропускного сооружения С1 и тоннеля под ним стоимостью 9,8 млрд руб. Впоследствии стоимость контракта выросла на 96% до 19,3 млрд руб., говорится в отчете Счетной палаты. В прошлом году палата проверила, как расходовались средства на строительство дамбы, и выявила нарушения. Консорциум, включающий Boskalis (Нидерланды), Hochtief (Германия) и ООО «Мортехника», заключил с Росстроем договор подряда на 14,7 млрд руб., ЗАО «Атом-стройэкспорт» получило подряд на 13,3 млрд руб.

До кризиса субподрядчики получали до 60% суммы контракта, в кризис их доля сократилась до 40–50%, говорит менеджер петербургской дорожно-строительной компании. Рентабельность такой стройки он оценивает не выше 5%: «такой заказ хорош из-за гигантских объемов», добавляет он. Доля стройматериалов в стоимости подрядных работ может достигать 60%, отмечает гендиректор консалтинговой компании «Решение» Александр Батушанский. На дамбе она доходила до 80%, говорит менеджер дорожно-строительной компании.

Именно крупные инфраструктурные проекты, финансируемые из бюджета, и поддержали строительный рынок в кризис, уверен Батушанский. Такие контракты помогли загрузить производственные мощности, подтверждает представитель поставщика стройматериалов.

В последнее время поставок стройматериалов на дамбу уже не требовалось, зато много бетона, песка и щебня нужно было КАД, говорит Батушанский. Заменой КАД станет Западный скоростной диаметр (ЗСД), на строительство которого, по его оценкам, потребуется до 2 млн кубометров щебня и столько же бетона.

КЗС и КАД – крупнейшие проекты за всю историю Петербурга, сказал исполнительный директор ассоциации «Дормост» Кирилл Иванов. Освободившимся мощностям, по его словам, уже есть работа: развитие метрополитена, строительство ЗСД и нового терминала аэропорта «Пулково», требующего развития дорожной инфраструктуры.

Программа развития петербургского метро, принятая городским правительством в конце июня, предусматривает ежегодное финансирование в 30 млрд руб. до 2025 г. Чезаре Бернардини, гендиректор Astaldi, наиболее вероятного претендента на роль генподрядчика строительства центрального участка ЗСД стоимостью 106 млрд руб., сообщил, что его компания намерена привлекать к работам местных подрядчиков.