Портрет актера в оконной раме

Итоги 19-го фестиваля российского кино «Окно в Европу» подтвердили, что тренд фестивального киногода – это причуда жюри
окно в европу

Моду на судейскую экстравагантность завел в июне «Кинотавр», воспев арт-объект Олега Флянгольца «Безразличие», а теперь и выборгское «Окно в Европу», неофициально признанное нашим вторым по значимости внутренним фестивалем, выступило довольно сильно и неожиданно.

Гран-при игрового конкурса, положенный по регламенту лучшему фильму, отдали лучшему артисту, каковым объявили Петра Зайченко, сыгравшего главную роль у Славы Росса в «Сибири. Монамур» и небольшую – у Олега Погодина в «Доме». Волгоградский артист Зайченко принадлежит, бесспорно, к тому лучшему, чем российское актерство нынче располагает. Его старый охотник в фильме Росса – весомая роль, уже премированная зимой на ханты-мансийском «Духе огня», да и старый партийный балабол в «Доме» сыгран им мастерски. Но все же Гран-при кинофестиваля является инструментом иного пользования. Решение, принятое жюри во главе с оператором Михаилом Аграновичем, следует, видимо, понимать в том смысле, что объявлять победителем им было некого, а оставлять приз без хозяина нельзя. Зато сразу три фильма жюри посчитало лучшими и равноудаленными от вершины, выдав каждому по спецпризу.

«Сибирь», показанная за несколько часов до церемонии закрытия, взяла помимо актерской награды еще и сценарную. Но если Зайченко-охотника я готов признать ее сильным козырем, то драматургия, стянувшая в не слишком тугой, но отчаянно пестрый таежный узел судьбы упомянутого набожного охотника, мальчика-сироты, контуженного в горячих точках офицера, деревенской шлюхи, озверевших мародеров и оголодавших собак, козырем едва ли является, и резоны жюри тут для меня загадочны.

«Дом» в лице его полноценного (сценарий и режиссура) автора Погодина поощрили за то и другое, и жаль, что такое справедливое признание двойных заслуг все же не стало для жюри достаточным основанием короновать мощную, с горячим дыханием семейную сагу. Погодинский «Дом» – это рельефный слепок с пропитанной кровью и криминалом русской жизни, а Сергей Гармаш существует и снят в нем так, что прикусит язык даже самый разборчивый зритель, взявший за правило ворчать в углу на артиста Гармаша за то, что тот без счета одалживает себя разным недостойным его предприятиям. У «Дома» пока что есть проблема с финалом, стократ его удешевляющим, но она разрешима. Во всяком случае, режиссер Погодин, хитро использовав собравшихся под «Окном» профи как фокус-группу, решил изменить финал своего фильма, причем наилучшим, с моей точки зрения, образом. Теперь ему надо получить добро на дополнительные траты у Сергея Сельянова, чья продюсерская репутация позволяет верить, что эти траты в силу их разумности будут санкционированы.

Наконец, третий спецприз «Окна» с формулировкой, напирающей на достоинства этического характера, достался российско-германо-украинской военной драме «Четыре дня в мае», снятой немцем Ахимом фон Боррисом с Алексеем Гуськовым в главной роли, да еще и в качестве одного из продюсеров. Речь там идет, в частности, о милосердии, об уродстве, которым война метит слабых, а еще о том, что «свои» запросто могут оказаться мерзким дерьмом, а «чужие» – своими, и тут приличному человеку не до игр патриотов.