Уплывшие опционы


ОАО «Группа компаний Русское море»

производитель и продавец рыбы. основной Акционер – Сorsico Limited (контролируется через RS Group председателем совета директоров «Русского моря» Максимом Воробьевым, RS Group находится в процессе создания СП с Volga Resources) – 61%, в свободном обращении – 19%. Капитализация – 5,65 млрд руб. Финансовые показатели (МСФО, 2010 г.): выручка – 17,24 млрд руб., чистый убыток – 836,2 млн руб.

Группа «Русское море», один из крупнейших российских производителей и продавцов рыбной продукции, приняла опционную программу. Но в полную силу она заработает только тогда, когда стоимость бумаг компании превысит цену размещения во время IPO.

В отчете за II квартал группа упоминает о возможности внедрения опционной программы. Опционную программу для топ-менеджмента уже утвердил совет директоров, она действует в 2011 г., сказал «Ведомостям» член комитета по вознаграждению и мотивации совета директоров «Русского моря» Владислав Глинберг. В программе, по его словам, участвует «верхняя линейка менеджмента» – около 15 человек.

«В этом году для простоты мы решили остановиться на фантомных опционах. В следующем надеемся запустить реальные, потому что считаем правильным, чтобы менеджмент владел непосредственно акциями. Это дает особое чувство ответственности за компанию», – добавил Глинберг. По фантомному опциону компания выдает сотрудникам не акции, а денежную премию – разницу между стоимостью акции на момент выделения (в данном случае – на 1 января 2011 г.) и ценой бумаги на открытом рынке на момент исполнения опциона. Выделение фантомных опционов привязано к достижению компанией ключевых показателей (KPI), говорит Глинберг. Объем программы он не называет, но уточняет, что «для каждого топ-менеджера размер опциона кратен его годовой зарплате».

Когда компания примет программу реальных опционов, то, по его словам, менеджмент будет получать акции при достижении определенных бюджетом показателей работы компании и роста цены акций до уровня, значительно превышающего уровни IPO. «Концептуально неправильно мотивировать менеджмент на уровень ниже размещения», – говорит Глинберг.

«Русское море» в апреле 2010 г. разместила 15 млн акций (18,9%) по $6 за штуку на $90 млн при всей оценке бизнеса в $477,2 млн. В первой после IPO отчетности компания показала, что ее выручка от дистрибуции рыбы снижается из-за дефицита норвежской форели, а прибыль падает из-за сдерживания отпускных цен, и акции взяли курс на снижение. Дешевле всего бумаги стоили на ММВБ 16 мая 2011 г. – 46,89 руб., в РТС 17 мая 2011 г. – $1,68. Выручка компании в первом полугодии 2011 г. выросла на 18%, и вместе с ней начала расти капитализация. Но до цены размещения еще далеко: в пятницу на ММВБ бумаги «Русского моря» стоили 71,05 руб. (около $2,4) за штуку, в РТС последняя сделка прошла 8 августа по $2,25.