Аптеки ждут здоровых

Чтобы сохранить бизнес, крупные аптечные сети, для которых изменилось налогообложение, начинают торговать продуктами, открывают медицинские и косметические центры
Е.Кузьмина

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве Ведомостей (Смарт-версия).

В этом году сеть «Первая помощь» закрыла три аптеки, в планах еще две. Они стали убыточными по совокупности факторов: рост налогов, непомерный аппетит арендодателей, увеличение числа проверок, комментирует Александр Семенов, гендиректор «Первой помощи». С этого года крупные аптечные сети вместо ЕНВД (6%) работают по общей системе налогообложения, величина страховых взносов выросла с 14 до 34%. В результате налоговая нагрузка на бизнес выросла на 20-25%, оценило исследовательское агентство INFOLine.

По данным INFOLine, практически все аптеки продемонстрировали отрицательную или нулевую рентабельность — в среднем минус 0,7%. Падение средней рентабельности с 1,92% (конец 2010 г.) до 0,16% (март 2011 г.) зафиксировал и «Фармвестник». В этом году в России может быть закрыто до 20% аптек, опасаются эксперты INFOLine. Валерия Солок, гендиректор сети «36,6» (990 аптек, из них 11 в Петербурге) считает эту оценку «более чем реальной». До конца года закроются из-за нерентабельности около 7-8% аптек, полагает Светлана Гиневская, гендиректор ГК «Фиалка».

Спрос на лекарства растет вслед за ростом благосостояния, напоминает аналитик «Фармэксперта» Николай Беспалов. Рост розничного коммерческого рынка в России в первом полугодии 2011 г. по сравнению тем же периодом 2010 г. составляет 15,4% (в долларах), в Петербурге — 14,5%.

«Фиалке» сохранить оборот помогают, по словам Гиневской, рост рынка и увеличение доли быстрооборачиваемых товаров. С этого года сеть торгует экопродукцией — органическими продуктами. Нелекарственные отделы в этом году запустила и «Первая помощь» — за счет ортопедических и товаров для детей сеть рассчитывает увеличить рентабельность бизнеса на 5%. Нелекарственные средства занимают до 50% в ассортименте «Фиалки». В «Первой помощи» — 58%, средняя наценка на этот ассортимент — 45%, говорит Семенов. На 522 наименования жизненно важных лекарств наценка ограничена 25%, на остальные — 40%. «Фиалка», у которой есть два медцентра, намерена открыть еще один. «36,6» совместно с L'Oreal открывает в ТЦ Galeria центр лечебной косметики, где можно будет получить консультацию дерматолога, пройти диагностику, говорит Солок. Аптеки и медцентры — разный бизнес, но в последнем услуги высокомаржинальные, объясняет Гиневская.