Шеф-повар в поиске

Завершившийся оперный фестиваль в Мюнхене стал уже третьим на счету интенданта Николауса Бахлера. Его кухня работает, ей не хватает только изысканности
Нино Мачаидзе/ Wilfried Hoesl

Приступая к работе в 2008-м, интендант Бахлер обещал сделать Баварскую оперу первым театром Германии и ввести в элитное общество Ла Скала, Метрополитен-опера, Ковент-Гарден и Венской оперы. Его предшественник Питер Джонас, многие годы своего правления (1993–2006) виртуозно лавировавший между нуждами менеджмента и творчества, превратил Баварскую оперу в бурно развивающийся современный организм – «Дом четырехсот лет оперы».

Бахлер работает избирательней и лаконичней. В афише последнего фестиваля не было барокко (а это полтора века оперы), что, конечно, обеднило программу. Классицизм 2-й половины XVIII века был представлен только Моцартом, из трех вечных богов баварского Opernhaus’a (Вагнер, Верди, Рихард Штраус) впервые за много лет отсутствовал Верди.

Упор делался на фестивальную премьеру «Святого Франциска Ассизского» Мессиана, последней великой оперы ХХ века. Но известный деятель венского акционизма Херман Нитш (режиссура, сцена и костюмы) превратил вечер в тяжелый натуралистический перформанс в духе своего Orgien-Mysterien Theaters.

«Русалка» Дворжака в постановке Мартина Кушея напомнила пересказ драматичной жизни Наташи Кампуш, жертвы маньяка: пленница Водяного Русалка (артистическая удача Кристины Ополайс) живет вместе с сестрами в мокром подвале. Но в памяти осталась не постановка с неудачным финалом, а романтическая музыкальная история, любовно прожитая оркестром и солистами под руководством Томаша Хануса.

Более гармоничной оказалась «Ариадна на Наксосе». Оркестр (дирижер Кент Нагано), в волнах которого купались Даниела Зиндрам (Композитор), Эмили Маги (Ариадна) и Даниела Фалли (Цербинетта), отвечал сценической партитуре Роберта Карсена с ее тонкой разработкой пространства.

Финальный аккорд фестиваля окрасили удачные выступления певцов из бывшего СССР. Романтическое бельканто «Капулетти и Монтекки» Беллини расцвело благодаря Екатерине Сюриной (Джульетта), которая лидировала в дуэте с Веселиной Казаровой (Ромео), а «Любовный напиток» Доницетти (очаровательный спектакль Давида Бёша) пьянил легким дыханием Нино Мачаидзе.

Венчала программу культовая для Мюнхена драма Вагнера «Тристан и Изольда». Классическая версия Петера Конвичного (1998) покоряет и сегодня – во многом благодаря первоклассному составу (Бен Хеппнер, Нина Стемме, Рене Папе), куда великолепно вписалась Екатерина Губанова (Брангена).

Старейший в Европе оперный фестиваль впечатляет. Баварская опера – редкий творческий организм, способный превратить домашние радости в праздник для всех. Конвейер работает бесперебойно. И все же открытий у Бахлера нет, а по сравнению с эпохой Джонаса концепция фестиваля выглядит проще и брутальнее. Обычный ход в интересах новой публики – девиз: омоложение стиля и репертуара. Оставив форму фестиваля, но сократив число представлений (четырнадцать опер в основном разделе), Бахлер поменял и содержательную направленность. Музыкальный театр для него не замыкается в границах нормативной оперы, а приобретает разнообразные виды. Отсюда возникает любопытная off-программа (более 10 проектов). Для нее уже второй год работает новый передвижной «Павильон 21. MINI Opera Space» (ноу-хау Бахлера). Однако его место – позади Баварской оперы – отражает суть: авангардные проекты все же приправа к основным блюдам. Пока меню оперного ресторана Бахлера не вполне соответствует фантазии его лучших посетителей.