Классика для пенсионеров и политиков

В Ментоне прошел 62-й музыкальный фестиваль – серьезный и академичный, но в меру
пресс-служба

Ментонский фестиваль в 2000-е гг. пережил кризис и некоторое время держался на плаву лишь благодаря живописному антуражу: главная фестивальная сцена – одна из самых романтичных в мире. С обрамленной двумя церквями площади, которую во время концертов освещают факелы и свечи, открывается панорама моря, порта и Италии. Но места мало, поэтому на сцене еле-еле умещается камерный оркестр, и то рояль попадает в нестандартную позицию – хвостом к зрителям.

Ментонская публика эклектичная, и у каждой группы – свои требования. Французская интеллигенция классическую музыку любит и отлично знает, поэтому не получится скормить ей абы кого. Но курортников пенсионного возраста нельзя утомлять (все-таки концерты начинаются в 21.30, после плотных ужинов). Многочисленные иностранные туристы жаждут мировых звезд. А политиков ни в коем случае нельзя усыпить, потому что сидящие по соседству журналисты так и норовят запечатлеть их в непотребном виде.

В таком контексте открытие фестиваля получилось скорее достойным, чем удачным: молодой дирижер Казуки Ямада, управлявший Английским камерным оркестром, возможно, не привык к открытым площадкам, которые в силу акустических причин требуют большей яркости и сильных контрастов, но Бетховен у него получился чересчур сдержанным. Солировавший в Первом концерте Борис Березовский играл так строго, даже суховато, что местами (особенно в Largo) Бетховена легко можно было принять за Моцарта. В результате депутаты муниципального совета то и дело получали от своих спутниц локтем в бок.

Те же дирижер и оркестр чувствовали себя гораздо раскованнее в компании скрипачей Вадима Репина, Дмитрия Махтина и альтиста Андрея Гридчука. Затем Репин с ансамблем (прибавились пианист Сергей Тарасов, виолончелист Александр Буслов и альтист Юрий Башмет) сыграли квинтеты Бартока и Дворжака – с жаром, на редкость слаженно, может быть, потому что репетировали до последней минуты.

Идеальным воплощением концепции фестиваля («чтобы всем понравилось») стал концерт, в котором от классики было только имя исполнительницы: прима Натали Дессей зачехлила свое удивительное сопрано и совершенно неоперным голосом, в микрофон, пела песни Мишеля Леграна («Шербурские зонтики»), который сам же ей и аккомпанировал. Неистовствовали все слои публики без исключения.

На закрытии фестиваля внимание аудитории разделялось между сценой и VIP-сектором пластиковых сидений (ложей их не назовешь), в который пожаловал князь Монако Альберт II. Помимо молодой жены, княгини Шарлен, Альберта II сопровождал президент Грузии Михаил Саакашвили – и какое совпадение: одной из выступавших была его соотечественница, Хатия Буниатишвили. На сцену вышла и блистательная Мария-Жоао Пиреш, уже отыгравшая концерт за день до того. На этот раз в сопровождении оркестра Sinfonia Varsovia она исполнила самый энигматический – 27-й – Концерт Моцарта. В конце июля Пиреш из-за плохого самочувствия отменила очень ожидаемый концерт в рамках гораздо более престижного фестиваля Радио Франции в Монпелье, так что ее двойное появление в Ментоне – добрый знак.