Правильные пчелы

Обаятельно старомодная переделка классического «Винни Пуха и его друзей» просто создана для родителей-пуристов, ограждающих свое потомство от телевизора и 3D
outnow.ch

Деревянная лошадка, коллекция бабочек, книжка Алана Милна и пара резиновых сапожек Hunter: так выглядит комната обычного мальчика, сообщает голос за кадром. Это, конечно, вранье. Точнее, в Британии 1926 г. так, наверное, и было. Но в 2011-м подобный интерьер проходит по части мечты декоратора и англофилов-взрослых, которых коробит от мысли, что ребенок будет расти в окружении Шрека, трансформеров или смешариков.

В «Медвежонке Винни и его друзьях», перезапуске одной из самых долгоиграющих диснеевских историй, нет почти ничего нового, и именно в этом его прелесть. Это ручная работа, верная духу и букве диснеевской классики до последнего штриха и сюжетного поворота.

Разбуженный голодом и нетерпеливым читателем (плюшевого недотепу в прямом смысле вытряхивают из кровати, перевернув книжку) Винни Пух отправляется на поиски меда, по ходу дела впутываясь в ряд самых узнаваемых милновских сюжетов. В их числе конфронтация с пчелами, поиск хвоста Иа-Иа, но главным образом борьба всего леса с фантомным Щасвирнусом (методы укрощения которого позаимствованы из истории про Слонопотама).

Все самые изящные изобретения экранизации – от книжки с ожившими акварельными иллюстрациями до диалогов медведя с рассказчиком (Джон Клиз, бывший участник «Монти-Пайтон») – были придуманы диснеевскими аниматорами около 40 лет назад, а задачей новых постановщиков было улучшить хорошее. К их чести, ни один свежепридуманный гэг не нарушает аутентичности (разве что рэстлерский поединок между Тигрой, наряженным монстром, и осликом в образе Тигры). Более того, аниматоры Андерсон и Холл настолько преданы книжному тексту, что делают его полноценным героем мультфильма: Винни скачет по строчкам, попутно узнает слово «параграф» и в решающий момент вылезает по куче букв из темной ямы, видимо символизирующей невежество.

Про потайные смыслы в произведениях для детства и юношества сочинены целые тома, и «Винни Пух» не исключение: отдельные главы посвящены утрате ослиной идентичности, а о том, что в теории детской сексуальности означает яма, предназначенная гигантскому чудищу, лучше не думать (увы, в эту экранизацию не вошла показательная линия с шариком и горшком). Но в целом в эпоху агрессивного мультяшного постмодернизма «Винни» хранит старомодную невинность, даже невзирая на сцену поиска меда в ослином заду, акт медвежьего каннибализма и возмутительную дискриминацию Пятачка. Вдобавок, как любое произведение, основанное на английской изящной словесности, «Винни» напичкан непередаваемой, но в основном безопасной игрой слов (хотя об оригинальном созвучии имени весельчака-одиночки Тигры (Тиггер) с ниггером российские дети так и не узнают). Впрочем, сознание маленьких зрителей вполне достаточно потрясти мыслью, что хвост друга важнее десерта и что выручить попавших в беду приятелей порой может даже самая трусливая свинья.

Известно, что набитый опилками медведь преследовал своих создателей – и писателя Милна, и иллюстратора Шепарда – до смерти: он тянул на себя одеяло их достижений, и возмущение авторов можно понять. Когда главным делом твоей жизни оказывается персонаж, занятый ничегонеделанием, впору взвыть от зависти: даже если всего час наблюдать за Горшком Меда, к финалу неизбежно начинаешь чувствовать себя ложкой дегтя. К счастью, это касается только тех, кому больше шести лет.