В Кремле открывается выставка создателя моды ХХ в. Поля Пуаре

Музеи Московского Кремля открывают сезон выставкой «Поль Пуаре – король моды». Она будет не такой, как задумана, – дело о библиотеке рабби Шнеерсона практически прекратило российско-американский музейный обмен
Музеи Московского Кремля

Зельфира Трегулова о Пуаре

– Почему музеи вдохновляет Пуаре? – Все, что мы сегодня носим, – во многом Пуаре, все, что есть неординарного в крое, – Пуаре. Не говоря уже об этнических костюмах, шароварах, юбках-брюках. Он, безусловно, основатель моды ХХ в. А также, как теперь говорят, промоушена и маркетинга в области моды. Он впервые стал делать показы с живыми моделями и отправлялся с ними в турне, сначала заказывал, а потом выпускал аксессуары, обувь и косметику. Но, надо заметить, на него большое влияние оказали Дягилевские сезоны, хотя на протяжении всей жизни Пуаре это влияние отрицал. Постановка в Париже «Шехерезады» 1910 г. с костюмами Льва Бакста – фантастические восточные одежды, яркий открытый цвет, красочные контрасты – это все потом появилось у Пуаре, и он впервые ввел это в высокую моду. Пуаре страстно любил свою жену Денизу и творил для нее. Она была стройна и изящна, с небольшой грудью – отсюда и отказ от корсета, и прямой силуэт, и ниспадающие одежды. Его модели чрезвычайно просты – два шва, четыре шва. И они имели успех, позднее их копировали, запускали в массовое производство. Но желание заниматься исключительно искусством и не слушать запросы рынка привели Пуаре к разорению. Однако лучше об этом прочитать в каталоге к выставке – это самостоятельное издание, большая книга о Пуаре. Метрополитен-музей передал нам для публикации все материалы своей выставки.

Выставка о кутюрье ХХ в., определившем пути развития современной моды, Поле Пуаре состоится благодаря профессиональной солидарности музейного сообщества. «Никакой холодной войны между нашими и американскими музеями нет», – уверяет заместитель директора Музеев Московского Кремля по выставочной работе Зельфира Трегулова. Однако российско-американские музейные связи вот уже почти год как прерваны.

Прошлым летом вашингтонский суд признал право организации любавических хасидов на владение частью библиотеки рабби Шнеерсона, хранящейся в Российской государственной библиотеке. Дело это давнее – еще в начале 90-х зять эмигрировавшего с родины раввина предъявил права на библиотеку и архив, признанные американским судом религиозной святыней. Российские власти отдавать библиотеку ни целиком, ни частями не намерены, и в результате нового витка хасидского напряжения Министерство культуры РФ прекратило выдачу разрешений на вывоз вещей из наших музеев на американские выставки.

Это нарушило многие важные для музеев договоренности. Например, выставка Поля Гогена переехала из лондонской «Тейт модерн» в Национальную галерею Вашингтона без картин из Пушкинского музея и Эрмитажа, необходимых для продуманной концепции выставки.

В марте этого года Елена Гагарина, директор Музеев Московского Кремля, объявила на пресс-конференции, что Метрополитен-музей прислал предупреждение: если ситуация с выдачей не изменится, он будет вынужден отказаться от участия в выставке. Таким образом выставка о Поле Пуаре, большая часть которой должна была быть составлена на основе фондов Института костюма Метрополитен-музея, благодаря американскому «ответному удару» в Кремль не приехала. Утрата для выставки существенная – именно Метрополитен купил в 2005 г. на аукционе большую коллекцию вещей кутюрье 20–30-х гг.

Музейный дедлайн – десять месяцев, когда до открытия выставки остается меньше времени, все просьбы к другим музеям о предоставлении вещей бесполезны. Но, как рассказывает Трегулова, лондонский Музей Виктории и Альберта откликнулся на просьбу Музеев Кремля на следующий же день и предоставил несколько ранних моделей Пуаре. Парижский Музей моды также вошел в положение коллег и расширил свое участие в выставке.